Московский музей современного искусства и музей Вадима Сидура представляют совместный проект художников Анатолия Осмоловского и Александра Голынского «Мягкая грань». Название выставки является отсылкой к направлению «Живописи жестких контуров» (Hard-edge painting) — практикам геометрической и постживописной абстракции конца 50-х — 60-х годов. Ректор Института «База» Анатолий Осмоловский и его студент, выпускник «Базы» Александр Голынский, обращаются к исследованию наследия модернизма. Совместная выставка авторов — Сидура, Осмоловского, Голынского — это поиск моделей взаимодействия художников разных поколений. Выставка проходит в рамках параллельной программы 6 Московской международной биеннале молодого искусства.
Серия брезентовых чехлов, в которые Осмоловский облачает скульптуры Вадима Сидура, создана с учетом габаритов и пластики этих произведений. Подобный радикально формалистский жест автора парадоксальным образом выявляет глубокое противоречие, связанное с присутствием модернистского искусства в современном контексте. Будучи изначально созданным, чтобы говорить на языке универсальных формул и чистых форм, сегодня, оторванное от своей эпохи, модернистское искусство чаще всего забывает про первоначальные цели модернизма и сводится к иллюстрации идеологических и историко-культурных нарративов. Жест Осмоловского освобождает произведения из этого спекулятивного оборота, возвращая их к идее чистой формы.
Александр Голынский по-своему интерпретирует идею чистого восприятия формы, развивая ее в своем независимом направлении. В случае Осмоловского — одной из ведущих фигур российской художественной сцены 1990х-2000х годов — связь с советским наследием и рефлексия по поводу собственной роли в истории отечественного искусства во многом определяют его художественное высказывание. Для его соавтора из другого поколения форма, цвет и пластика первичны и представляют ценность сами по себе, вне зависимости от исторического контекста. Наслоения разноцветного целлофана, текстуры синтетических пленок, формы рулонов, их торцевые срезы — все эти элементы отсылают к эстетике «живописи жестких контуров». Одновременно работы Голынского можно соотнести и с практиками Сидура, еще с начала 70-х активно использовавшего в своих композициях индустриальные изделия и материалы.
В итоге метафизический гуманизм Сидура, метод радикального жеста акционизма 90-х, переосмысленный Осмоловским как борьба за автономию предмета искусства, и объекты Голынского, отсылающие к художественной повестке 60-х, складываются в общий контекст. В центре него — идея искусства как территории свободы.
О ХУДОЖНИКАХ
Анатолий Осмоловский — художник, теоретик, куратор, педагог, ректор института «База». Один из основоположников московского акционизма. В 2011 году основал журнал и институт «База». Среди его персональных выставок: «Леопарды врываются в храм» (галерея «Риджина», Москва, 1992), «Приказ по армии искусств» (XL Галерея, Москва, 1997), «Изделия» (Stella Art Foundation, Москва, 2006), «Схождение параллелей» (совместно с Павлом Альтхамером; Каза деи Тре Очи, Венеция, 2013), «Рас-членение» (галерея «Триумф», 2014), «Авангардистская канцелярия» (галерея pop/off/art, Москва, 2015). Участник международных выставок, в том числе: 45-я и 50-я Венецианская биеннале (1993, 2003), «Манифеста 3» (Словения, 2000), 25-я биеннале в Сан-Паулу (2002), «Москва-Berlin / Берлин-Moskau, 1950–2000» (Мартин-Гропиус-Бау, Берлин; Государственный исторический музей, Москва, 2003–2004), documenta 12 (Кассель, 2007), Modernikon. Contemporary Art from Russia (Фонд Сандретто Ре Ребауденго, Турин; Каза деи Тре Очи, Венеция, 2010–2011), Ostalgia (Новый музей, Нью-Йорк, 2011), 9-я Шанхайская биеннале (2012). Лауреат премии Кандинского в номинации «Проект года» (2007).
Александр Голынский — художник, выпускник Института «База» и Школы «Свободные мастерские» в ММОМА. Среди его персональных выставок: «Сохранить как» (Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина, Москва, 2018), «Комната» (в рамках программы Гранд U-ART, Париж, 2013), «Лунная походка» (Национальная академия, Киев, 2012). Участвовал в групповых проектах: «Странное, потерянное, неувиденное, бесполезное» (Институт БАЗА, Цех Красного, Москва, 2018), «Об искусстве можно только мечтать» (Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина, Москва, 2017), «Мастерская 2017. Там где никому не снятся сны» (МММОМА, Москва, 2017), «Calculation and tracing» (Мальмё, Швеция, 2017), «Революция» (ЦТИ Фабрика, Москва, 2017), «Бар радость» (проект в рамках 5-й Международной Московской биеннале молодого искусства, ЦТИ Фабрика, Москва, 2016).
Куратор: Анатолий Осмоловский
Дата проведения: 5 июля — 9 сентября 2018
Адрес: МУЗЕЙ ВАДИМА СИДУРА, НОВОГИРЕЕВСКАЯ 37А