Каждый факультет ВГИКа уникален, у каждого – своя история, свои традиции, вплетающиеся в общую канву традиций первого государственного киновуза мира.
Уникальность художественного факультета – в той школе профессионального мастерства, в той системе воспитания кинохудожника, которая сформирована усилиями выдающихся деятелей отечественного изобразительного искусства – Ф.С. Богородского, Ю.И. Пименова, Б.В. Дубровского-Эшке, И.П. Иванова-Вано, М.А. Богданова, Г.А. Мясникова, И.А. Шпинеля… Яркие живописцы, графики создали рожденную их воображением своеобразную новую реальность, визуальный мир фильмов, ставших классикой российского кино. Художественный факультет гордится именами своих выпускников, выдающихся мастеров, много сделавших для развития отечественного искусства – М.М. Курилко-Рюмина, А.Т.Борисова, В.Я. Левенталя, С.А. Алимова, А.В. Кузнецова, В.В Петрова, В.В. Архипова и многих других.
Экспозицию выставки составили более 100 произведений этой блистательной плеяды мастеров. Живописные и графические эскизы к художественным и анимационным фильмам, станковые работы, костюмы и эскизы костюмов - своеобразное воплощение истории отечественного кинематографа, интереснейшая страница истории российского изобразительного искусства.
В церемонии открытия приняли участие Б.А.Мессерер, С.А.Алимов, Б.Л.Бланк, Ю.Б.Норштейн, В.В.Архипов и другие выдающиеся российские художники.
«Официальное открытие художественного факультета состоялось в 1938 году, - рассказал В.С. Малышев, ректор ВГИКа, доктор искусствоведения, профессор. - С этого момента началась регулярная подготовка художников кино во ВГИКе. Один из основателей художественного факультета Ф.С. Богородский вспоминал: «В течение ряда лет нам, организаторам этого факультета, пришлось бороться с косностью некоторых кинодеятелей, полагавших, что кинохудожник – это узкий специалист, умеющий только писать фоны, титры, да строить декорации по указанию оператора или режиссера, выполняя функции «прораба». Мы же считали, что кинохудожник, как и всякий художник, прежде всего должен быть мастером изобразительного искусства, то есть умеющим писать, рисовать и компоновать. Он должен быть образованным человеком, образно мыслящим, умеющим познавать явления действительности…»
Истоки вгиковской системы художественного образования – в традициях русской живописи с ее фольклорными мотивами, своеобразной русской «нарядностью» и лапидарностью, простотой и ясностью выражения мысли. Основу этой системы составляет освоение академического рисунка и живописи - классической школы изобразительного искусства, без которого немыслима подготовка подлинного художника-профессионала. И в этом тоже уникальность обучения во ВГИКе.
Вгиковская школа – это широта и универсальность художественного образования, опирающаяся не на узкий практицизм и ремесленничество, а на развитие творческого мышления, способности «видеть» и претворять «увиденное» пластическими средствами в произведение искусства.
Ее основная черта – подготовка художников широкого профиля, которые могут работать и в кино, и в любой другой области изобразительного искусства. Не случайно выпускники факультета – художники кино и телевидения, художники по костюму, художники мультипликационного фильма, анимации и компьютерной графики – успешно работают не только в кино и на телевидении, но и в театре, живописи, графике.
Управление информации Российской академии художеств