Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей Востока
Многовековая культурная традиция народов, населяющих степные просторы Средней Азии, Казахстана и предгорий Тянь-Шаня, включает в себя мастерство обработки шерсти и искусство изготовления ковров.
На выставке представлены ковровые изделия нескольких близкородственных этносов – киргизов, казахов, туркмен и узбеков. В их культуре в наибольшей степени сохранились традиции древнего кочевого населения этого региона. Занимая автономно разные территории, они создали свои особые по форме и назначению ковровые изделия для устройства и оформления переносного жилища кочевника – юрты.
Самым необходимым предметом для оборудования юрты был войлок. Им покрывали деревянный остов юрты, застилали полы. Войлочный ковер делался способом валяния, при котором овечья шерсть скатывалось и уплотнялось в виде прочного полотна, устойчивого к климатическим изменениям и проникновения влаги. Из него так же делали одежду, постельные принадлежности, мешки, сумки и другие предметы, необходимые в быту.
В экспозиции можно видеть лучшие образцы войлочных ковров из собрания музея, созданные мастерицами Казахстана и Киргизии - сырмаки и ширдаги. Эти ковры изготавливались из разноцветных войлоков в технике инкрустации или мозаики, иногда аппликации, для которой узоры вырезались из сукна или хлопковой ткани контрастного цвета. Особенно нарядными выглядят ковры со сложным и тонко проработанным узором, содержащим наибольшее количество цветов. Орнамент войлочных ковров в основном состоит из абстрактных форм в виде трилистника с многочисленными ответвлениями, соединенными в разнообразные сложные фигуры – варианты традиционного узора «рога барана».
Подобные узоры, наделяемые магической силой оберега, можно видеть и на других ковровых изделиях киргизских и казахских мастериц. Орнаментальные ленты для стягивания прутьев остова юрты – бау (киргиз.), баскур (казах.) выполнялись в ворсовой или безворсовой технике ткачества, а так же сочетающей в себе обе техники ткачества - терме (т.е. сборная). Для особой крепости основа ленты ткалась из белых хлопковых нитей, а узор – из разноцветной шерсти. Несколько широких лент, сшитых вместе, служили ковром для пола, покрывалом или украшением центральной стены юрты.
Ворсовые ковры в Средней Азии ткали повсеместно на горизонтальных ткацких станках простого типа с помощью небольшого набора инструментов. Станок представлял собой несколько соединенных друг с другом деревянных балок, вкопанных в землю. На них натягивались нити основы, на которых завязывались ряды ворсовых узлов, закреплявшиеся нитями утка.
Ковры, изготовленные одинаковым способом, отличались большим разнообразием локальных традиций.
В предгорных районах Узбекистана был создан совершенно уникальный тип ковра с длинным пушистым ворсом, напоминающим шкуру медведя. Отсюда название «джульхирс». Необычная толщина структуры ткани и яркая расцветка создавали впечатление теплоты и уюта в жилище кочевника. В узор ковра входят мотивы абстрактного и растительного происхождения, олицетворяющие живительные силы природы.
Характерной особенностью ковроткачества туркмен являлось наличие целого набора ковровых изделий для оформления дверного проема юрты. С внешней стороны вход в юрту закрывался небольшим ковром – энси. Он служил роскошным украшением фасада жилища. С внутренней стороны дверной проем оформлялся более легким изделием, прямоугольной формы – капунуком, состоящим из потолочной полосы и спускающихся до пола многочисленных нитей, украшенных рядами разноцветных кистей и бусин. Они привносили в облик юрты праздничное, декоративное начало. Пол юрты застилался циновками, а поверх них коврами - халы, отличающимися тонкостью ткачества и изящным узором, благодаря чему работы туркменских мастериц получили мировое признание. Декор ковра состоит из раппорта двух видов лучистых розеток-гёлей и особой цветовой гаммы, переливающейся всеми оттенками красного цвета. Поэтому ковер достойно занимал центральное место в юрте, выделяя место особой значимости, связанное с традиционным образом домашнего очага.
Кочевой быт определил многообразие таких ковровых изделий, как мешки и сумки, которые широко применялись для хранения и перевозки всевозможных предметов домашнего обихода: продуктов, инструментов, посуды, одежды. У отдельных народов-кочевников преобладали разные по технике изготовления, форме и назначению ковровые мешки и сумки.
Туркменские мешки чувалы и мафрачи заменяли в жилище мебель. Они размещались у стен юрты в качестве сундуков, ставились один на другой или развешивались по стенам.
Сумки киргизов имеются двух видов: чаваданы в форме длинного валика и прямоугольные в виде конверта – баштыки, которые могли использоваться в качестве подушек или сидения.
Почти все изделия ткались из двух кусков ткани. Одна сторона сумки выполнялась в ворсовой технике ткачества и украшалась традиционным узором. Оборотная сторона состояла из куска гладкой неорнаментированной ткани. По краям сумки украшались разноцветными шнурами, бахромой и кистями.
Куратор: Тамара Петрова