ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет первую в России ретроспективную выставку Ильи Михайловича Зданевича (1894–1975) «Ильязд. XX век Ильи Зданевича».
Экспозиция посвящена творчеству поэта, теоретика русского авангарда, ученого-этнографа, дизайнера тканей, издателя. Зданевич (Ильязд) работал и дружил с ведущими художниками XX века – Пабло Пикассо, Максом Эрнстом, Жоаном Миро и многими другими. На выставке впервые будут показаны все издания созданные Ильей Зданевичем в жанре livre d'artiste и более 200 оригинальных графических работ к ним, исполненных мастерами, с которыми он сотрудничал. В экспозиции представлены произведения из частных собраний Бориса Фридмана и Георгия Генса, архива Ильязда (Франция), французских частных собраний, Российского государственного архива литературы и искусства, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, архива CHANEL (Франция).
Приглашенный куратор выставки – коллекционер Борис Фридман, научный консультант – Режис Гейро (Франция), сокуратор-хранитель – Виталий Мишин (ГМИИ им. А.С. Пушкина).
Борис Фридман – создатель и руководитель компании «Микроинформ», одного из ведущих в России учебных центров по компьютерным технологиям. Более пятнадцати лет он коллекционирует livre d'artiste: «В них соединилось многое из того, что меня привлекало: в этих изданиях принимали участие гениальные художники ХХ века, за ними стоят интересные истории. Каждое издание – это результат совместного творчества художника, автора текста, печатника, дизайнера, издателя».
Режис Гейро – исследователь русского авангарда, профессор славистики Университета Блеза Паскаля (Клермон-Ферран, Франция), крупнейший специалист по творческому наследию Ильи Зданевича и автор многочисленных публикаций о нем.
Виталий Мишин – ведущий научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель французского рисунка XIX–XX веков.
Выставка расположена в семи залах первого этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Экспозиция устроена по хронологическому принципу. Первый раздел посвящен «тифлисскому периоду» жизни Зданевича (1894–1920). Посетители познакомятся с футуристическими изданиями автора и афишами к лекциям. В то время Зданевич регулярно выступал с лекциями о футуризме и о теории всёчества, которая предполагала смешение всех стилей и жанров. В этом разделе также представлен портрет юного Ильи Зданевича, написанный Нико Пиросмани (1862–1918).
Второй раздел экспозиции рассказывает о первых двадцати годах пребывания Зданевича в Париже (1921–1940). В 1923 году он взял творческий псевдоним Ильязд и под этим именем вошел историю. В первые годы пребывания в Париже Зданевич принимал участие в организации знаменитых балов «Союза русских художников»; афиши для них, представленные в этом разделе, в разное время вместе с Ильяздом создавали Михаил Ларионов, Джорджо де Кирико, Виктор Барт и другие. На протяжении всей жизни Ильязд увлекался архитектурой, изучал историю храмов Грузии, Армении, Испании. В экспозиции представлены выполненные им планы храмовых сооружений, которые он изучал во время своих многочисленных путешествий.
В этом зале также продемонстрированы образцы тканей, созданных им для Габриэль Шанель. С Шанель Ильязда познакомил Сергей Дягилев; это знакомство послужило началом долгих лет их совместного творчества и дружбы. Первоначально он возглавил бюро рисовальщиков предприятия «Ткани Шанель», а в дальнейшем был назначен его директором. Специально для выставки «Ильязд. XX век Ильи Зданевича» архив CHANEL предоставил два фотопортрета Габриэль Шанель выполненные Александром Стюартом. На этих фотографиях Шанель одета в комплекты из жаккардового трикотажа джерси, рисунок для которого был создан Ильяздом.
Зданевич принимал участие в организации знаменитых балов «Союза русских художников» в Париже; афиши для них, представленные в этом разделе, в разное время создавали Михаил Ларионов, Джорджо де Кирико, Виктор Барт и другие. Зданевич был увлечен архитектурой, изучал историю храмов, делал чертежи и зарисовки в путешествиях.
Третий раздел выставки самый обширный, он занимает пять залов и посвящен наиболее важному периоду творчества Зданевича – его работе над изданиями livre d’artiste, которые принесли ему мировую славу. Графические работы для них создавали Пабло Пикассо, Жоан Миро, Марк Шагал, Макс Эрнст, Фернан Леже, Жорж Брак, Альберто Джакометти. Жанр livre d’artiste как самостоятельное направление в искусстве сформировалось в начале ХХ века, когда французский маршан Амбруаз Воллар начал издавать литературные тексты с оригинальной печатной графикой. «Афет» (Париж, 1940) – первое издание livre d’artiste Зданевича. Это произведение было подготовлено совместно с Пабло Пикассо, с которым Зданевича связывала многолетняя дружба; оно содержит семьдесят шесть сонетов, написанных на русском языке пятистопным ямбом. Шесть авторских экземпляров, пронумерованных от I до VI, Ильязд подарил своим друзьям-издателям – Снегарову и Шалиту, а также Пабло Пикассо и Доре Маар, Джоан Спенсер и Габриэль Шанель. На выставке представлен пятый экземпляр «Афета», подаренный Зданевичем Габриэль Шанель. Специально для нее он дополнил книгу семьдесят седьмым сонетом, посвященным ей.
Стоит отметить и другое издание, выполненное в жанре livre d’artiste – «65 Максимилиана, или Незаконное занятие астрономией» (Париж, 1964). Оно по праву считается одним из самых сложных и необычных проектов Зданевича, созданных совместно с художником Максом Эрнстом. Специально для этого издания Эрнст выполнил тридцать четыре оригинальных офорта.
Более половины экспонатов выставки до сих пор не были известны широкому российскому зрителю и представлены здесь впервые. К ретроспективе Ильи Зданевича издан каталог, в котором подробно отражен весь жизненный и творческий путь Ильи Зданевича, в Музее будет организована международная научная конференция с участием ведущих российских и зарубежных историков искусства.ГМИИ им. А.С. Пушкина выражает искреннюю благодарность российским коллекционерам и зарубежным коллегам за согласие предоставить уникальные экспонаты и архивные материалы.
Выставка открыта в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.