НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Десять шагов в ХХI век

c 6 по 12 августа 2001Калужская область
Музей ремесла, архитектуры и быта города Калуги. Вид на здание со двора
В жаркие июльские дни калужский Музей ремесла, архитектуры и быта отметил свой 10-летний юбилей. Его сотрудники, как полагается, принимали поздравления, цветы и подарки. Звучало много воспоминаний. Подготовлена к изданию брошюра, подводящая итог проделанной работе.

На протяжении 10 лет музей был для многих посетителей, как лавка редкостей для 10-летнего мальчишки. Он притягивал как магнитом какой-то тайной.

Так случилось, что 10 лет тому назад я оказалась первым журналистом, написавшим об открытии нового калужского музея - Музея ремесла, архитектуры и быта. От моей первой экскурсии сохранилось даже не впечатление, а скорей - ощущение. Ощущение того, что в этом старом уютном доме на Кирова, 45/16 живет, схоронившись от своих гонителей, добрая, мудрая православная Русь. Та, которую "умом не понять, аршином общим не измерить". У печки тогда экспонировался праздничный костюм крестьянки, и стоило отвернуться на мгновение, как чудились в музейной тишине легкие шаги хозяйки, шум передвигаемых ухватом котелков. Каждый предмет дышал своей эпохой, простотой и изяществом и был на своем месте, воссоздавая общую картину быта и Бытия.

Пытаясь сформулировать теперь свои тогдашние впечатления, прихожу к выводу, что в реакции своей была не оригинальна: десятки сотен человек, ступивших вслед за мной на порог этого музея, готовы повторить: "Я потрясена!", "Я потрясен!"

Теперь я знаю точно, что дело не в экспонатах. Хоть здесь и много уникальных, все же такие или похожие можно найти в большинстве музеев с краеведческим уклоном. Дело в подходе, в душе, если хотите. И нечто, как сама душа, неуловимо-мистическое наполняет здесь все. Если приглядеться, начинаешь понимать: никакой мистики - это знания и умения, присущие нашему народу исконно и утраченные нами в суете "грандиозных свершений". Оказывается, чтобы создать ТАКОЙ музей, мало найти и поставить на полку старинный горшок. Нужно найти нечто гораздо большее.

Моя первая статья о Музее ремесел вышла немного загадочной. Словно боясь что-то вспугнуть, я так и не решилась назвать прямо ту Прекрасную Крестьянку, что встретила здесь. И лишь в самом конце, ссылаясь на русских поэтов, написала, что одним она была матерью, другим - сестрой, а Блок называл ее женой.

За прошедшие 10 лет создателей музея - супругов Владимира Александровича Ткаченко и Людмилу Ивановну Федорову - не раз спрашивали: "А зачем вам это надо?" Вопрос, ставящий в тупик своей прямотой. Когда было особенно трудно, они говорили, что, кажется, если бы можно было вернуться назад, зная, с чем придется столкнуться, не решились бы взять на себя этот труд. А столкнуться пришлось со многими недобрыми качествами человеческого характера: завистью, предательством, кознями недоброжелателей, равнодушием ответственных лиц и просто - непониманием близких, которое ранит едва ни сильней всего остального. Но чаще они вспоминали свой любимый мультфильм про ежика и медвежонка, которые протирали звезды. Помните, "если ежик не будет протирать звезды, и медвежонок не будет протирать звезды..." Наверное, они погаснут. Метафора громко звучит, но, увы, это так.

Было бы большой несправедливостью сказать, что только негативными эмоциями дышало все вокруг музея (такого просто не могло быть!) Всегда были сочувствующие. Даже те, кто приходил сюда настроенным агрессивно, чаще всего уходили "потеплевшими". Постепенно появлялись друзья. Друзья музея. Своего рода попечительский совет - люди, которым нет необходимости объяснять "зачем это нужно". Их участие в судьбе музея всегда подчеркивается музейщиками особо.

Но тогда, в самом начале, все было впервые. И как при переходе через трясину, прежде чем поставить ногу, надо нащупать гать или устойчивую кочку, а пока ее найдешь, десять раз провалишься. Сначала музей был товариществом с ограниченной ответственностью, а Владимир Александрович и Людмила Ивановна пытались зарабатывать деньги для обеспечения его существования. Ведь как тогда, так и теперь услуги музея - вход, экскурсионное обслуживание, организация выставок и т.д. - бесплатные. Но очень скоро соучредитель - КАРМ "Вятич" - потерял возможность поддерживать музей, а нерентабельность коммерческой деятельности стала очевидной. Тогда музейщики пошли по другому пути: музей получил свой уникальный и по сей день статус - ННУК (негосударственное, некоммерческое учреждение культуры), а его сотрудники теперь занимались исключительно музейной работой.

С правовыми формами предприятий у нас почему-то постоянно были нелады. Сегодня зарегистрировать ННУК едва ли возможно. Налоговые инспектора не перестают удивляться, получая от Людмилы Ивановны - директора и одновременно бухгалтера музея - отчетные сводки, состоящие сплошь из прочерков и нулей. Не стоит за музеем государство - нет и дотаций, нет коммерческой деятельности - нет и прибыли, а нет прибыли - не с чего брать налог. Все новые и новые горизонты продолжают открываться инспекторам различных надзорных служб. Теперь выходит, что существование Музея ремесел едва ни противоречит современному законодательству, но вины музейщиков в этом нет.

Все мы, так или иначе, искушены в коммерции. И обойти вопрос, на что существует все это время музей, не удастся. Десять лет назад военная пенсия Владимира Александровича Ткаченко позволяла покрывать расходы по содержанию музея. Но кто скажет, что мы стали жить лучше? Теперь этой суммы катастрофически не хватает. Единственная помощь города (без нее пришлось бы совсем худо) - освобождение от арендной платы. А в остальном приходится полагаться на добрых друзей, на их бескорыстную помощь и поддержку.

Но по-прежнему, как и 10 лет назад, работает парадоксальная схема: Владимир Александрович получает пенсию, отдает Людмиле Ивановне - она ставит сумму на баланс. Потом Владимир Александрович просит денег на покупку, например, писчей бумаги. Людмила Ивановна выписывает расходный ордер, выдает нужную сумму под расписку. Владимир Александрович приносит копию чека...

Музей ремесел - организация семейная. Все на той же безвозмездной основе здесь трудятся дети Владимира Александровича и Людмилы Ивановны - Владимир, Денис и Алексей. Конечно, по мере возможностей, потому что очевидно - кушать что-то все равно надо. Особо стоит отметить вклад в общее дело Владимира Федорова - заведующего лабораторией информатизации музейного дела. Помимо интеллектуального - и материальный. Что уж там, откроем секрет, все годы обучения в университете стипендия Владимира большей частью шла на приобретение компьютера и аксессуаров к нему.

Говорят, вода камень точит. Непрестанный самоотверженный труд неизбежно начал приносить свои плоды. Труд, не видимый для простых посетителей, для которых предназначены только его результаты. В среднем от 30 до 40 экскурсий в месяц ежегодно (с постоянным обновлением экспозиции), организация передвижных выставок, участие в городских мероприятиях, научно-исследовательская деятельность (с регулярным участием в научно-практических конференциях), два раза в неделю - Школа мастеров глиняной игрушки...

В музей ремесел стали регулярно захаживать теле-и радио-журналисты, иностранные гости. Маленький музей постепенно становился вровень с крупными, давно существующими музеями, занимая свое законное место на визитной карточке города.

Темп жизни работников музея продолжает нарастать ежегодно. Тем, кто является очевидцем музейной "кухни", кажется, что жить в нем просто невозможно. И это - не кокетство ради красного словца. Обычно, выходя на такую "частоту", человек либо не выдерживает и очень быстро "ломается" (прежде всего - физически), либо - "выходит на орбиту". Такое случается гораздо реже. Но музей работает и продолжает развиваться и совершенствоваться вопреки законам мышления пессимистов. Секрет такой работоспособности откроется и вам, но уже там, "на орбите", за пределом возможностей. Впрочем, может быть, музейщикам помогает домовой, который (абсолютно достоверно) живет здесь.

Все десять лет музейный фонд продолжал неуклонно пополняться. Еще один вопрос, который очень любят задавать музейщикам журналисты: "За счет чего?" Хотите, верьте, хотите, нет - за счет очень большого желания. Начнем с того, что Владимир Александрович и Людмила Ивановна, что называется, пламенные коллекционеры, и в основе музея лежат их частные коллекции. Владимир Александрович - председатель калужского клуба "Коллекционер" и, естественно, имеет возможность отслеживать многие находки. Что-то выменивается, что-то покупается, а что-то - так отдается, потому что, с точки зрения нашедшего, цены не имеет. Многие экспонаты приносят друзья и знакомые. Однажды посетив музей, вы удивитесь, сколько таких несостоявшихся экспонатов вы выбросили своими руками, мимо скольких просто прошли, не придав значения, а сколько их еще лежит на чердаке у вашей бабушки.

В последние годы музейный фонд стал пополняться государственной частью, что свидетельствует о доверии к нему Министерства культуры РФ.

Иногда кажется несправедливым тот факт, что сколь бы замечательны ни были музейные экспозиции, выставки и экскурсии, огромную часть восторгов перетягивает на себя "глиняное чудо". Изучая археологические находки в черте города, В.А. Ткаченко и Л.И. Федорова, восстановили традиционный промысел глиняной игрушки города Калуги, опровергнув распространенную точку зрения о том, что в Калуге своих игрушек не делали. Игрушки так понравились и взрослым и детям, что были немедленно названы "чудом". Ученики Школы народных мастеров глиняной игрушки представляются их товарищам счастливчиками: к сожалению, в силу малых производственных площадей и иных затруднений увеличить количество учеников Школы не представляется возможным.

Самой солидной официальной наградой музея ремесел за 10 лет его существования стала Золотая Пушкинская медаль Союза творческой интеллигенции России, полученная в 2000 году. Безусловно, этой наградой музей очень гордится. А в минуту грусти согревает душу книга отзывов, исписанная такими теплыми душевными словами, что не оставляют места для сомнений типа "нужно ли это кому-то кроме тебя".

Вопрос: "Что для вас музей ремесел?" - был задан радиожурналистом на кануне юбилея не мне. Но удержаться от ответа трудно. Для меня музей, с той первой экскурсии в 1991 году и по сей день, остается тем домом, где живет Русь, где находит отдохновение и черпает силы в традициях и опыте предков русская душа. Музей - та веревочка, что не дает прерваться связи времен. И я пожелаю ей окрепнуть до каната, а в перспективе превратиться в прочный металлический трос.

Вера Калинина.

www.museum.ru/N5481
Ваше мнение »»

»»Музей ремесла, архитектуры и быта города Калуги
Адрес:Калужская область, г. Калуга, ул. Кирова, 45/16
Проезд:Тролл. №№ 1, 2, 3, 4, 13, 18 до ост. "Кинотеатр "Центральный"
Телефоны:(4842) 56-1354
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: мемориальные, другие

важные события  x    ?  

новости от 07.05.2024  x    ?  


Выставка "Битва за Крым: долгий путь к победе" в Российской национальной библиотеке

Евгений Халдей. Знамя Победы

Выставка "Победа - одна на всех" в Музее-заповеднике "Сталинградская битва"

Работа почты в годы Великой Отечественной войны

Фотовыставка «Битва за Москву. Первая Победа!» в аэропорту Внуково

Герои тыла. Выставка, посвященная советскому конструктору Борису Шавырину

Выставка «Судьба особого назначения» в Музее Г.К. Жукова

"Вернисаж Музея Победы"

Линии, штрихи, маршруты

Выставка «Дочери Репина» в Музее-усадьбе «Пенаты»

Многогранный талант. П.Д. Бучкин и его современники

Выставка "Великие и неделимые" к 100-летию художественного объединения "КуКрыНиксы"

Протоархив. Памятник современному состоянию. Сидур1924 / 2024. К 100-летию художника

Выставка «Сад души» в Староладожском музее

Александр Крылов. XX век - время и образ

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Группа "КУБ". Теплый Север

Выставка "Сны Сибири" во Владивостоке

Медицина Великой Победы в живописи и скульптуре

Выставка Антона Гудкова «Нулевая реакция» в Музее Анны Ахматовой

Открытие Центра современного искусства AZ/ART в Москве

Иван Тарасюк. Маленькая страна

"Цветы для Веры" в музее Кондратия Белова

Лучшие работы фотоконкурса «Российское дерево 2023 года» на выставке в Дарвиновском музее

Выставка работ Гавриила Лубнина на музейных площадках С.-Петербурга

Проект "Стежки и строчки" в рамках "Искусства жить дома" в Доме Н.В. Гоголя

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

История одной книги. Александр Блок. Король на площади

«По России в свите Наследника…»

Выставка "Её Музей, и Книга, и Портрет" в Дарвиновском музее

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru