НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Другой Лондон. Жизнь города в объективе мировых фотографов. 1930-е — 1970-е

c 19 февраля по 20 апреля 2014Москва
Анри Картье-Брессон. Трафальгарская площадь, в ожидании коронационного шествия короля Георга VI. 1937.
Анри Картье-Брессон. Коронация короля Георга VI, 12 мая 1937 года. 1937.
Эмиль Хоппе. Лондонская фондовая биржа, типичный молодой бизнесмен. 1937.
Эрнст Хаас. Гайд-парк, Лондон. 1953.
Рене Гребли. Трамвай на Вестминстерском мосту. 1949.
Выставка «Другой Лондон» представлена Тейт (Лондон) и состоит из работ классиков мировой фотографии небританского происхождения, демонстрируя взгляд на этот город «извне». Жак-Анри Лартиг, Анри Картье-Брессон, Мартина Франк, Роберт Франк, Дора Маар, Эмиль Хоппе, Эллиотт Эрвитт, Билл Брандт, Ирвин Пенн, Марк Рибу, Вольфганг Сушицки — шедевры этих и многих других художников, вошедшие в выставку, недавно с огромным успехом экспонировались в Тейт и были подарены этому музею Луизой и Эриком Франк.

«Другой Лондон» — центральный проект Фотобиеннале-2014, главная тема которой — «Британия и британская фотография в фокусе». Эта выставка — возможность увидеть британскую столицу и то, как она менялась на протяжении почто полувека; насладиться британской эксцентрикой, которая «извне» иногда оказывается виднее, чем изнутри; погрузиться в контрасты английского образа жизни — от Букингемского дворца и Гайд-парка до городского рынка, — увидеть звезд и зевак, принцев и нищих... И вместе с тем «Другой Лондон» — это именно энциклопедия истории мировой фотографии 1930-х—1970-х годов.

Звезды мировой фотографии приезжали в Лондон на протяжении всего ХХ века и создавали работы об этом городе и его жителях. Некоторые из них приезжали сюда совсем ненадолго в качестве фоторепортеров, другие — в качестве беженцев, для третьих Лондон стал добровольно выбранным домом. Их фотографии дают представление о взгляде на этот город именно «чужака», иностранца — и складываются в картину столь же разнообразную, как и сам Лондон. Канонические картинки «старой доброй Англии» — улицы, покрытые смогом, красные двухэтажные автобусы, мужчины в шляпах-котелках — соседствуют здесь со свидетельствами прогрессирующего культурного многообразия.

С самого рождения фотографии — самых первых снимков, сделанных Дагером, — ее история была историей городской жизни. Однако именно в ХХ веке — и прежде всего, начиная с модернистских течений 1920-х годов — фотография сделала город своим объектом par excellence. С этих пор становятся возможны такие феномены, как Париж Брассая и, позже, Нью-Йорк Уильяма Кляйна (МАММ показывал обе фотосерии на Фотобиеннале-2012).

Лондон — как в 1930-е—1970-е годы, так и сейчас — привлекал людей своей динамичностью, а фотографов он интересовал еще и тем особым светом, который можно найти только здесь. О Лондоне восторженно отзывался Эллиотт Эрвитт: «Я думаю, что Лондон — очень живописный город. И мне даже кажется, что я бывал в Лондоне чаще, чем в центре Нью-Йорка, когда жил там. И много его фотографировал».

Чрезвычайно важно то, что все эти художники, приезжая в Лондон из разных стран, привносили в его фотографический образ «небританскую» эстетику и вписывали его в интернациональный модернистский стиль. Дора Маар, пожалуй, больше известна как муза и модель Пабло Пикассо, но вместе с тем она сама была выдающейся художницей и фотографом, работала в одной студии с Брассаем. О ее мастерстве в обращении с камерой свидетельствует фотография «Перламутрового короля» (1935) — участника конкурса традиционной одежды среди лондонских уличных торговцев. Модернистский стиль Орасио Копполы, который представлен на выставке работами 1930-х годов, сформировался в 1920-е в Буэнос-Айресе, а шлифовался в 1930-е в Европе, когда он поступил на отделение фотографии в Баухаус.

Важнейший вклад в формирование интернационального портрета Лондона внесли иллюстрированные журналы — и они же являлись важнейшими распространителями и популяризаторами модернистской эстетики в фотографии. Начиная с 1930-х годов они все больше начинают ориентироваться на сюжетность картинки — на то, чтобы рассказывать с ее помощью истории. В Германии и во Франции эта тенденция проявлялась сильнее, чем в Британии — и это видно, например, по фотографиям Анри Картье-Брессона с коронации Георга VI. Брессон оказался в Лондоне в 1937 году по заданию одного французского журнала, но вместо того, чтобы фотографировать короля, увлекся толпой, которая ожидала появления коронационного кортежа. Тем не менее, именно эти фотографии стали его первой опубликованной репортерской работой. Другой пример фотожурналиста, который внес в образ Лондона континентальные инновации, — это Феликс Ман (представлен работой «В Лондоне зажигаются огни», 1945): его репортерская слава сложилась еще в Германии, в Великобританию он переехал в 1934 году, спасаясь от нацистов, и сразу по прибытии стал одним из основателей журнала Weekly Illustrated и сотрудником крупнейшего британского журнала Picture Post. После войны Picture Post приобретает международную популярность и приглашает к сотрудничеству многих молодых фотографов из разных стран — в частности, Марка Рибу, который приезжает в Лондон в 1954 году по редакционному заданию (в выставку входят 9 снимков, сделанных Рибу во время этой поездки).

При этом некоторые фотографы — в первую очередь, те, у кого было достаточно средств к самостоятельному существованию, — приезжали в Англию сами по себе. Например, Эмиль Хоппе, который родился в 1878 году в Германии и был на поколение старше большинства фотографов, представленных на выставке. Хоппе был достаточно обеспечен, чтобы начиная с 1932 года выпустить целый ряд фотокниг с видами Лондона, ставшего его вторым домом. Принципиально независимым был и великий Лартиг: он снимал Лондон скорее ради личного удовольствия, нежели для публикации, и фотопортрет его жены «Биби в Лондоне» (1926) является одновременно и документальным свидетельством о Лондоне той эпохи, и фотографией из «семейного архива».

После войны в Лондон самостоятельно приезжали Роберт Франк — он был в Лондоне несколько раз, провел здесь с семьей зиму 1951–52 года, и его фотографии свидетельствуют об интересе к контрастам английской классовой системы; Лутц Дилле — уроженец Германии, который приехал в Лондон снимать фильм про Уголок ораторов; и, позже, Эл Ванденберг.

Но, как это происходит и сейчас, в Лондон ехали не только работать, но и учиться. Так поступили Инге Морат, уроженка Австрии, впоследствии — жена знаменитого американского писателя Артура Миллера (представлена на выставке работой «Миссис Эвелей Нэш», 1953), и Джеймс Барнор, который перебрался в Лондон из Ганы в 1959 году. За плечами у него уже был коммерчески успешный проект собственной фотостудии в Аккре, столице Ганы, но в Лондоне ему все пришлось начинать сначала. При этом он сохранил наработанные ранее международные связи, и в его фотографии харизматичного тяжеловеса Мухаммеда Али чувствуется привилегированность «доступа к телу».

Наконец, интернациональность фотографического сообщества, приезжавшего в Лондон, в послевоенные годы подпитывалась расцветом фотоагентств, которые появились на волне растущей профессионализации фотографии и сотрудничали именно с международным пулом фотографов. В 1947 голу было основано легендарное агентство Magnum (в Париже и Нью-Йорке, и одним из его основателей был Анри Картье-Брессон), которое задало высокие стандарты работы и самих фотографов-репортеров, и их работодателей. Многие художники, представленные на выставке, становятся членами этого сообщества — включая Эллиотта Эрвитта и Марка Рибу (оба были председателями агентства), Эрнста Хааса, Мартину Франк (с 1970-х годов) и многих других.

Выставка «Другой Лондон» — это не только история города, какой она предстает в фотографии. Это история фотографического сообщества и причудливого переплетения судеб главных его героев, которое стало возможным не в последнюю очередь благодаря Лондону, одному из самых оживленных культурных мегаполисов ХХ века.

www.museum.ru/N52450
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
сайт:mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 01.10.2024  x    ?  


Линия. Штрих. Пятно. Рисунок ХХ века из собрания Русского музея

Выставка «“Маскарад” М.Ю. Лермонтова на театральной сцене» в Доме Ермоловой

Юрий Ларин. Живопись предельного состояния

Выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Пушкинском музее

К 75-летию установления дипломатических отношений с Китайской Народной Республикой

Выставка "Читаем "Бедную Нелли" в Доме-музее Волконских

Ван Гог. Жизнь как звёздная ночь

Выставка памяти Жанны Бровиной «Пространства» в Музее Достоевского

Мастера нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии XVIII–XX вв. из частных коллекций и собрания Эрмитажа

Выставка «К.Ф. Богаевский — художник Киммерии» в Староладожском музее

Проект «Инклюзивный маршрут» в Музее-заповеднике «Царское Село»

Выставка «Европейская фотография 1950-60-х годов»

Петербургский художник Виктор Сиренко подарил свои работы Псковскому музею

Выставка о преподавателе, переводчике Центральной антифашистской школы Владимире Самойловиче Галле

Люся Воронова. Ирга Ламарка

Выставка "Россия-Китай. Дружба сквозь века" в Музее политической истории России

Двенадцатые Кремлевские чтения в Музее-заповеднике «Казанский Кремль»

Выставка «Кружево Русского Севера» в «Шолохов-Центре»

Неявное. Пустяки и нелепости Александра Ермолаева

XIV Форум малых музеев

Выставка «Эволюция сложных органов. Мозг» в Дарвиновском музее

Владимир Пугачев "На солнечной стороне тени"

В рамках фотографического фестиваля "Волжская биеннале-2024". Евгений Канаев. В тихом течении Волги

Персональная выставка Виктора Григорьевича Леня в Ростовском музее изобразительных искусств

Античность после Возрождения. Цикл лекций по архитектуре в рамках проекта «Московский Витрувий»

Анка Ахалая. Завеса слов

Выставка «БАМ. Легенда века» в Хабаровске

Живописная Россия. По законам жанра

Выставка «Здесь время не спешит...» в Староладожском музее

Владимир Куприянов. Возвращение времени

Тайны китайской медицины. Выставка "В поисках красного дракона" в Военно-медицинском музее

Выставка «Дары музею» к 117-летию Дарвиновского музея

Всероссийский есенинский праздник поэзии в Константинове

Выставка «Поморский календарь. Минея-четья на октябрь» в Музее имени Андрея Рублева

Белград представит в Музее Победы выставку о мучениках лагеря смерти

Выставка работ фотокорреспондента ТАСС Николая Кубеева в Музее Победы


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru