НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «“Маскарад” М.Ю. Лермонтова на театральной сцене» в Доме Ермоловой

3 октябряМосква
Головин А.Я. Главный занавес. Александринский театр. Маскарад. 1917 г.
Головин А.Я. Восьмая картина. Бал. Александринский театр. Маскарад. 1917 г.
Головин А.Я. Баронесса (Домино). Александринский театр. Маскарад. 1917 г.
Головин А.Я. Карлик. Александринский театр. Маскарад. 1917 г.
Головин А.Я. Голубой Пьеро. Александринский театр. Маскарад. 1917 г.
3 октября Бахрушинский музей открывает экспозицию к 210-летию со дня рождения Михаила Лермонтова и к 150-летию Всеволода Мейерхольда, поставившего самый знаменитый спектакль по произведению поэта и драматурга.

Творчество Лермонтова - особая страница в русской классике. А. Герцен отмечал, что "Лермонтов, куда бы ни обращал мысль, всегда оставался на твердой почве реальности", а потому вся лирика Лермонтова пронзительна своей "исключительной точностью, свежестью, правдивостью и беспощадной искренностью".

Действительно, в историю театра Лермонтов вошел несколькими драматическими произведениями ("Испанцы", "Люди и страсти", "Странный человек", "Маскарад", "Арбенин" и "Два брата"), однако именно драма в стихах "Маскарад", так и не увидевшая свет при жизни автора, стала одной из самых знаменитых театральных премьер за всю историю отечественного театра. К пьесе Лермонтова обращались выдающиеся режиссеры: Всеволод Мейерхольд, Юрий Завадский, Леонид Варпаховский, в наши дни - Валерий Фокин и другие. Музыку к ней писали: Алексей Глазунов, затем уже в советское время Сергей Прокофьев, Анатолий Богатырев, Венедикт Пушков, Арам Хачатурян, Дмитрий Толстой.

В драме "Маскарад" Лермонтов поднялся до высочайших вопросов русского бытия. Не потому ли пьеса поэта прорвалась сквозь века, сквозь поколения и звучит вновь на сцене, тревожа умы и совесть зрителей?

Несколько лет Мейерхольд жил только Лермонтовым. Для создания особого маскарадного стиля спектакля собирал документы в Париже, Дрездене, Лондоне, Лейпциге и других городах Европы. Премьера состоялась на сцене Александринского театра 25 февраля 1917 г., когда на улицах Петербурга прозвучали первые выстрелы и появились первые баррикады. "Маскарад" почти сразу был объявлен "последним спектаклем Российской Империи".

Бальной культуре императорской России была присуща своя знаковая система, в которой важна каждая деталь. Бал - это не просто дамы и кавалеры, грациозно кружащиеся в вальсе, но и декольтированные платья, мушки, веера, лайковые перчатки, бутоньерки, маски, шарфы. И, конечно, особый язык романтических условных сигналов и намеков, подававшихся при помощи всех этих аксессуаров. Атрибутика бала (22 предмета) будет сопровождать зрителя во всех разделах выставки. Музыка к пьесе (вальсы из разных постановок "Маскарада") призвана усилить погружение посетителей в атмосферу настоящего бала-маскарада.

Первый раздел выставки раскрывает историю шедевра Всеволода Мейерхольда и Александра Головина, над которым его авторы работали 6 лет. "Маскарад" они трактовали как глобальную социальную метафору: маскарад эпохи, где подлинные человеческие чувства скрыты под покровом масок. На выставке представлены эскизы декораций, костюмов, занавесов, выполненных к спектаклю А. Головиным (всего в коллекции БТМ более 1100 работ художника); более 30 фотографий сцен из спектакля. Центром экспозиции станут эскизы декораций и костюмов из фондов БТМ.

В ходе масштабной подготовки режиссеру и художнику удалось создать уникальную атмосферу карнавала, игры и масок, отсылающую зрителя к маскарадной Венеции XVIII века. В ней Мейерхольд увидел истоки лермонтовского взгляда на маскарад. Гений Мейерхольда-Головина позволил создать на сцене эту атмосферу вулканизма, грез, волшебного сна, разбавленных роковой "драмой страстей", которыми пронизан "Маскарад" Лермонтова. Головин применил и живописные панно-задники, и многочисленные арлекины, занавесы, драпировки, ширмы, и многие другие средства сценического оформления, вплоть до зеркал, отражающих зрительный зал, "стирающих" рампу и делающих людей в зрительном зале соучастниками театрального действа. Сам маскарад становится главным героем пьесы, поставленной Мейерхольдом. Спектакль оставался на сцене почти четверть века и стал знаковым в истории театрального искусства, оказав влияние на многие постановки столетия. Последний раз спектакль В.Э. Мейерхольда был сыгран 6 июля 1941 года.

В историю театра вошла также постановка театра имени Вахтангова. Премьера состоялась 21 июня 1941 года накануне войны. Спектакль был поставлен режиссером Андреем Тутышкиным в декорациях художника Георгия Мосеева. "Маскарад" прошел всего несколько раз, но волшебный вальс Арама Хачатуряна остался в истории театра и российской музыкальной культуры.

Сегодня об этом спектакле напоминают 11 эскизов декораций и костюмов Георгия Мосеева из фондов Бахрушинского музея. Эти эскизы создавались под влиянием гения Александра Головина. Они представлены во втором разделе выставки.

В послевоенные годы наиболее значительными постановками "Маскарада" стали спектакли Московского театра им. Моссовета и Малого театра.

Главный режиссер Государственного академического театра имени Моссовета Юрий Завадский впервые поставил "Маскарад" в 1952 году, а в 1964 году представил вторую редакцию спектакля. Художником был Борис Волков. Режиссер подчеркивал, что для него неприемлем сценический "прозаизм", что он стремился создать "фантастический спектакль". И сдержал слово: поставил "драму страстей". Он ввел в спектакль новое действующее лицо - Капельмейстера, который дирижирует не только оркестром, но действием и страстями, которые обуревают героев. В отличие от романтических трагедий, где герой олицетворяет ум и благородные страсти и противостоит злу, Арбенин несёт в себе оба начала. Композитор спектакля - Арам Хачатурян (это было вторичное использование его музыки, написанной за десять лет до того для вахтанговского спектакля). В роли Арбенина выступил Н.Д. Мордвинов.

Спектакль Завадского представлен на выставке 1 эскизом и 19 фотографиями из фондов БТМ.

Леонид Варпаховский - ученик и последователь Всеволода Мейерхольда - в 1962 году своей первой работой в Малом театре выбирает "Маскарад". В 1933-1935 годах Леонид Варпаховский работал в театре им. Вс. Мейерхольда, наблюдая репетиции мастера. В условиях хрущевской оттепели его "Маскарад" стал своеобразным связующим звеном с легендарным спектаклем Мейерхольда 1917 года. Приступая к работе, режиссер поставил цель: "опираясь на положительный опыт прошлого и особенно на опыт Мейерхольда, …посмотреть на "Маскарад" глазами людей 60-х годов". Художником постановки стал один из лучших театральных художников своего поколения Энар Стенберг. 16 прекрасных эскизов декораций и костюмов к спектаклю позволят представить атмосферу "Маскарада" Леонида Варпаховского.

Выставка рассказывает, как спектакль "Маскарад", возникший на сломе эпох, переживший своих создателей и их палачей, "погибший" в огне войны, как птица Феникс русского театра, снова и снова возрождался к жизни, возвращаясь к зрителю. Лучшим подтверждением тому служит историко-документальная реконструкция фрагментов сценического текста легендарного спектакля "Маскарад. Воспоминания будущего", созданная в 2014 году Валерием Фокиным при участии доктора искусствоведения А.А. Чепурова и по сей день идущая в репертуаре Александринского театра.

www.museum.ru/N85662
Ваше мнение »»

»»Дом-музей М.Н. Ермоловой / Театральный салон на Тверском бульваре
Адрес:город Москва, Тверской бульвар, 11
Проезд:Ст. м. "Тверская", "Пушкинская", "Чеховская", далее тролл. №№ 1, 15, 31 до ост. "Никитские ворота"
Телефоны:(499) 484-7777, доб. 3
сайт:gctm.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 27.09.2024  x    ?  


Выставка «“Маскарад” М.Ю. Лермонтова на театральной сцене» в Доме Ермоловой

В Русском музее завершилась научная реставрация полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Выставка «К.Ф. Богаевский — художник Киммерии» в Староладожском музее

Книжная ярмарка в Пушкинском музее

Выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в Пушкинском музее

Русский музей приглашает в Михайловский сад на фестиваль «Друзья Петербурга»

Выставка «Пушкин. Страницы истории» в Государственном историческом музее

Люся Воронова. Ирга Ламарка

Международные научные чтения "Н.Г. Чернышевский и его эпоха"

Выставка «Люди, опаленные войной» в Музее Победы

XIV Форум малых музеев

В рамках фотографического фестиваля "Волжская биеннале-2024". Маргарита Федина "Лето под Питером"

Выставка «Здесь время не спешит...» в Староладожском музее

В рамках фотографического фестиваля "Волжская биеннале-2024". Игорь Панков. Живи как в кино

Анка Ахалая. Завеса слов

Выставка художественного стекла из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Вологде

В рамках фотографического фестиваля "Волжская биеннале-2024". Павел Смертин "Нелинейное время"

Живописная Россия. По законам жанра

Владимир Куприянов. Возвращение времени

Выставка "Непридуманные сны" в Галерее Беляево

Тайны китайской медицины. Выставка "В поисках красного дракона" в Военно-медицинском музее

Всероссийский есенинский праздник поэзии в Константинове

Выставка «Дары музею» к 117-летию Дарвиновского музея

Русское послание. Из коллекции открыток Дома русского зарубежья им. А. Солженицына

Выставка «Поморский календарь. Минея-четья на октябрь» в Музее имени Андрея Рублева

Выставка Веры Санниковой «Из тысячи мгновений чудесного мира…»

Научная конференция "Из истории особняка Румянцева и его владельцев"

Выставка к 120-летию со дня рождения второго директора Дарвиновского музея В.Н. Игнатьевой

Львы, орлы и краснозобые казарки. Анималистика из собраний Московского зоопарка и "Царицына"

Выставка работ фотокорреспондента ТАСС Николая Кубеева в Музее Победы

Белград представит в Музее Победы выставку о мучениках лагеря смерти

Выставка "В поисках источника Нила" в Эрарте

Итоговая выставка фотоконкурса Х Международного фотографического фестиваля "Волжская биеннале - 2024"

Туда и обратно. Транспорт в британской рекламе начала ХХ столетия из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru