С 14 июня 2013 года в Государственном художественном музее Алтайского края в рамках выставочно-просветительского проекта «Юбилейные даты художников Алтайского края» начинают свою работу мини-выставки, знакомящие с творчеством известных художников М. И. Курзина и И. Д. Чашникова, оставивших заметный след в искусстве Алтая.
Михаил Иванович Курзин (1888–1957) – профессиональный художник, живописец, график, педагог, один из наиболее ярких представителей русского авангарда 1920–1930-х годов.
С раннего детства жизнь будущего художника была связна с Барнаулом, где прошли с перерывами первые тридцать пять лет его жизни.
В 1907 г. М. И. Курзин окончил Казанскую художественную школу. В 1907–1908 гг. продолжил свое обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогом был К. А. Коровин.
В 1918 г. вернулся в Барнаул. В том же году стал членом Алтайского художественного общества (АХО) и преподавателем в одной из двух студий Алтайской губернской советской художественной школы. Много сделал для создания в городе первого художественного музея, названного Музеем изящных искусств г. Барнаула и открытого в 1921 г. в здании бывшей Дмитриевской церкви.
Параллельно в 1920 г. преподавал в Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) в Москве, а в 1921 г. был сотрудником отдела ИЗО Главпрофобра Наркомпроса РСФСР.
С 1924 г. жил в Средней Азии. Являлся одним из организаторов общества «Мастера Нового Востока».
Дважды был репрессирован и находился в ссылках (1937–1946), (1948–1954). В 1954 году, после смерти Сталина, был реабилитирован и вернулся в Узбекистан.
На юбилейной выставке художника представлена одна из сохранившихся и дошедших до наших дней работ из коллекции первого художественного музея Барнаула «Портрет Н. С. Гуляева» (1913), находящаяся сейчас в собрании Государственного художественного музея Алтайского края. На портрете изображен архивариус Главного управления Алтайского округа, краевед Николай Степанович Гуляев (1851–1918). Волевая собранность ощущается в выражении лица портретируемого – строгих, собранных мыслью складках высокого лба, плотно сомкнутых губах, спокойном и уравновешенном взгляде. При этом в его образе присутствует внутренняя динамика, движение неутомимой творческой мысли, бескомпромиссно взвешивающей и оценивающей.
Иван Диомидович Чашников (1888–1971) – профессиональный живописец, график, один из ярких представителей старшего поколения советских художников, мастер пейзажной живописи.
Родился И. Д. Чашников в Барнауле. С 1904 по 1907 гг. учился в Казанской художественной школе. В 1916 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были А. Е. Архипов, А. М. Васнецов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин, С. В. Малютин.
Живя в Казани, а затем в Москве, И. Д. Чашников не прерывал связи со своей малой родиной. Каждый год в летние месяцы он приезжал в Барнаул. Много рисовал город, его окрестности, совершал творческие поездки в Горный Алтай. А во время Гражданской и Великой Отечественной войн в течение нескольких лет жил и работал в Барнауле.
Наряду с большой творческой работой, И. Д. Чашников принимал активное участие в художественной жизни страны. Он входил в Общество сибирских художников и участвовал в групповых выставках этого объединения (1914-1915, Томск). Был членом Алтайского художественного объединения (1918-1921). А с 1922 года входил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), постоянно выставляя свои произведения на выставках, организуемых этим объединением в России и за рубежом.
На юбилейной персональной выставке представлено три работы художника из собрания Государственного художественного музея Алтайского края. Это тонкие по колориту и лирические по настроению пейзажи «Клязьменское водохранилище. Козочки», «В окрестностях села Сенеж» и «Развалины (Грузия)».
В начале 1930-х годов по заданию Наркомпроса И. Д. Чашников совершил творческую поездку в Мцхетский район Грузии, где на реке Кура была построена Земо-Авчальская электростанция имени Ленина (ЗАГЭС), первый запуск которой состоялся в 1927 году. Художник писал не только знаменитую электростанцию, но и виды Грузии, ее архитектурные и исторические памятники. Одна работа из этой серии «Развалины (Грузия)», представленная на выставке, показывает нам уголок Грузии, ее природу, дошедшие до наших дней фрагменты раннефеодальной крепости.
Подмосковные места запечатлены на работах «Клязьменское водохранилище. Козочки» и «В окрестностях села Сенеж». Работы наполнены солнцем, в них замечательно передана световоздушная среда. Видно, что художник, опираясь на лучшие традиции русской пленерной школы живописи, совершенствовал свое мастерство в русле этих тенденций.
Куратор проекта старший научный сотрудник ГХМАК Е. И. Дариус.