Историческая справка о создании и боевых действиях эскадры воздушных ко-раблей «Илья Муромец» (ЭВК)
Первый многомоторный тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец» был создан великим русским авиаконструктором И.И.Сикорским в 1913 году на базе предыдущей разработки Сикорского-первого в мире четырёхмоторного самоле-та "Гранд Балтийский" или "Русский Витязь".
Вооружение "Ильи Муромца" состояло из 150-250 кг. бомб (в 1916 г. – до 800 кг), размещенных внутри фюзеляжа по правому борту в специальных кассетах. Для сброса бомб использовался электросбрасыватель. Кроме того, на передней артиллерийской площадке была установлена скорострельная пушка «Гочкис» калибра 37 мм., предназначенная для борьбы с дирижаблями. Во время полетов выполнялась аэрофотосъемка для разведки и получения достоверных данных при бомбометании.
«Илья Муромец» стал первым пассажирским самолётом. На нем были уста-новлены рекорды высотности, грузоподъемности и дальности - перелет Петер-бург-Киев-Петербург в 1914 г.
Все это произвело впечатление на Главное Военно-Техническое Управле-ние, которое 12.05.1914 г. заключило контракт с РБВЗ на постройку 10 самолетов типа "Илья Муромец" для нужд военной авиации. К началу 1-ой Мировой войны (1.08.1914 г.) было построено 4 корабля.
Начальнику Военно-Авиационной Школы в Гатчине полковнику С.А.Ульянину поручили начать формирование
первых четырёх экипажей кораблей. Выполнение этой задачи было возложено на Горшкова Г.Г., который принял активное участие в подготовке личного со-става, и сам стал командиром VII корабля "Киевский".
Командирами первых военных «Муромцев» стали лучшие летчики-инструкторы Гатчинской школы: штабс-капитан Е.В.Руднев, поручики А.В. Пан-кратьев, С.М. Бродович, С.К.Модрах и др.
Руководитель авиационного отдела «Руссо-Балт» М.В.Шидловский предло-жил сформировать «Ильи Муромцы» в эскадры. Николай II одобрил эту идею, и 23.12. 1914 года издал указ, по которому русская авиация делилась на тяжелую, подчиненную Верховному Главнокомандующему, и легкую, подчиненную Вели-кому Князю Александру Михайловичу.
Этим указом было положено начало стратегической авиации, и была сфор-мирована эскадра из десяти боевых и двух учебных кораблей "Илья Муромец". Командующим эскадры был назначен генерал-майор М.В. Шидловский.
Экипажи кораблей ЭВК решали задачи разведки и бомбометания, являясь гроз-ными противниками для сухопутных войск и вражеских самолётов.
Первый боевой вылет совершил Г.Г. Горшков 12.2.1915 г. Осенью 1915 г. произведён опыт бомбометания 410-кг. бомбы.
Экипажи кораблей "Илья Муромец" под руководством командиров: Горшко-ва, Башко, Головина, Панкратьева, Алехновича и др. совершили 400 боевых вы-летов, сбросили 65 тонн бомб и уничтожили 12 вражеских истребителей, поте-ряв при этом лишь один сбитый корабль №XVI поручика Д.Д. Макшеева.
После Октябрьского переворота начался постепенный распад Эскадры. В 1918 г. не было совершено ни одного боевого вылета «Муромца». После 1918 года «Илья Муромец» уже не выпускался, но оставшиеся после 1-ой Мировой и Гражданской войн самолёты использовались в Сарапуле в 1920 г для испыта-ний радиостанции. Сильно изношенные "Муромцы" в 1920-21 годах совершали полеты на первых воздушных почтово-пассажирских линиях, спроектирован-ных А.В.Панкратьевым: Сарапул – Екатеринбург, Москва – Харьков, Москва - Ташкент, Москва – Баку.
За 43 рейса было перевезено 60 пассажиров и более двух тонн грузов. Ввиду сильного износа кораблей ЭВК был ликвидирован.
Один из почтовых самолётов был передан школе Воздушной Стрельбы и Бомбометания в Серпухов, где на нём в течение 1922-1923 годов совершено око-ло 80 учебных полётов. После этого «Муромцы» в воздух не поднимались.
В марте 1918 г. началось создание Северной Группы Воздушных Кораблей «Муромцев» для полярных экспедиций и разведки Северного морского пути. Напряженное положение на фронтах Гражданской войны не позволило осуще-ствить этот проект.
Далее Северная Группа была переименована в Авиагруппу и в апреле 1919 г. получила название Дивизион Воздушных Кораблей (ДВК). В августе-сентябре использовались два самолёта в районе Орла. В 1920 г. было совершено не-сколько вылетов. 21.11.1920 г. в действиях против Врангеля был совершён по-следний боевой вылет.
Всего было построено 93 "Муромца" различных типов. С 1914 по 1918 год было потеряно и списано 26 кораблей, в том числе из-за технических неполадок и несчастных случаев.