В Пушкинском Заповеднике традиционно считается, что в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», А.С. Пушкин, говоря о «милом пределе», имел ввиду свои любимые Михайловское и Тригорское, то есть написал почти поэтическое завещание, которое исполнилось практически буквально – «почивает» он у алтарной стены Успенского собора Святогорского монастыря.
В 50-70-е годы 20 века виды Пушкинского Заповедника неоднократно запечатлевал на фотопленку псковский архитектор-реставратор Борис Степанович Скобельцын (1921-1995), в наши дни больше известный как автор художественных фотографий. На выставке представлена небольшая часть собрания его фоторабот, хранящихся в заповеднике. Можно сразу заметить, что больше всего Скобельцына волновали две темы: архитектура и пейзаж. Его глазами мы и смотрим сегодня – на этой выставке – на место, где обрел покой прах великого поэта, место, которое способствовало созданию великого произведения – трагедии «Борис Годунов».
На снимках запечатлен весь монастырь: ворота Святые и Анастасьевские, подходы к монастырю и внутренний дворик, обе лестницы на Святую Гору, могилы поэта и его родителей, деда и бабушки, братский корпус и дом настоятеля, и, конечно Успенский собор. Снимки были сделаны в годы, когда монастырь был музеем. Когда отношение к «старине» было особенным – музейным. Фотографии не просто отражают – передают ощущение – постройки ХVI века (хотя собор восстанавливался после Великой Отечественной войны). Мы не просто видим – физически ощущаем пластику шероховатых стен, плитного пола. Чувствуем кожей пространство, которое древними мастерами создавалось, чтобы вырвать человека из повседневной суеты. И почти слышим эхо веков, сконцентрировавшееся под этими сводами, меж этими массивными столбами и сохраненное этими стенами. Мы видим, чувствуем и ощущаем само Время, седое и неумолимое.
По фотографиям Б.С. Скобельцына можно изучать историю России и историю архитектуры. Сам он считал русский народ зодчим народом. А более всего в зодческом таланте ценил умение вписывать постройки в окружающую среду. Как мы видим, именно центральная часть Успенского собора, строительство которого началось в 1563 году, наиболее интересовала автора. Экстерьер и интерьеры наиболее древней части собора – основа выставки.
На фотографиях хорошо видна система голосников – явление характерное только для северо-западных русских храмов. У византийских мастеров русские зодчие научились при помощи простых (и специальных – без дна) глиняных горшков уменьшать нагрузку на своды и в то же время улучшать акустику. Мощным и чистым звучанием славились службы в Успенском соборе в былые времена – слушать их можно было даже на улице. А в наше время столь хорошо сохранившаяся система голосников – явление не такое уж рядовое.
Одним словом – посетителям выставки представляется редкая возможность приобщиться к истории, к высокому искусству. Искусству архитектуры и искусству фотографии. А шире – к Памяти, которая есть основа Культуры.
В. Елисеева, хранитель фотонегафонда