9 октября 2011 года в 16.00 в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиале Радищевского музея на Вольской, 33) открывается выставка живописи и графики Бориса Боброва "Художник и время". В состав выставки вошли работы из фондов Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева, частного собрания.
Имя художника и общественного деятеля Бориса Павловича Боброва (1913-1964) неразрывно связано с художественной культурой Саратова 1930-х начала 1960-х годов. Родился Б.П. Бобров в семье врача.
С 1930 по 1933 годы учился в Саратовском государственном художественно-промышленном техникуме у педагогов В.Юстицкого, Ф. Белоусова, А.Сапожникова, П. Уткина. После окончания техникума два года проработал преподавателем спецдисциплин.
Затем молодого художника призвали в Красную армию. После окончания срочной службы Б.П. Бобров стал сотрудником редакции молодёжной газеты, а также художником-иллюстратором детской книги Саратовского областного издательства. В это же время вместе с группой авторов он принимает участие в росписи Саратовского дворца пионеров. Сейчас это Дворец творчества детей и молодёжи Саратова на Театральной, 13, где росписи сохранились до сих пор.
В 1937 году Б.П. Бобров был принят в члены Союза Советских художников.
С 1939 года и до конца Великой Отечественной войны – офицер Советской армии. После "финских событий" был переведён на службу в секретную часть штаба саратовского аэродрома. Лейтенант Бобров Борис Павлович военную службу сочетал с творческой деятельностью. В первый же день Великой Отечественной войны группа саратовских художников Борис Миловидов, Александр Чечнев, Любовь Рабинович приняли решение об организации систематического выпуска военного агитационного плаката "Агитокна". В это работе активное участие принял и Борис Бобров. Карикатуры, листовки оперативно разъясняли события на фронте, в тылу. Уже после войны в 1946 году в Радищевском музее состоялась персональная выставка оригиналов агитплаката, где были представлены более 70 работ автора.
В 1946-1949 годах Б. Бобров был зачислен в саратовское кооперативное товарищество "Художник". С июня 1949 года был откомандирован на прежнее место работы в газету "Молодой Сталинец" (будущую "Зарю молодёжи"), где проработал до последнего дня жизни.
Борис Павлович в 1950-1953 годах избирался председателем Саратовского областного Союза художников, а затем – членом правления Союза художников и художественного фонда СССР по Саратовской области.
Работоспособность и преданность своему делу позволила создать ему многочисленные произведения в разных жанрах: карикатуры, иллюстрации, плакаты. Но что самое важное, Борис Павлович всегда находил время для создания живописных произведений: пейзажей, портретов, жанровых сцен.
В 1962 году состоялась персональная выставка художника в Радищевском музее, где его творчество было представлено широко и разнообразно. В те же годы несколько живописных произведений автора вошли в фонды Радищевского музея. В основном творческое наследие Б.П. Боброва осталось в частных коллекциях.
Спустя 49 лет небольшая персональная выставка Б.П. Боброва начинает свою работу в залах музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова, тем самым продолжая выставочный проект музея, отражающий художественную культуру Саратовского края XX века.
Центральным живописным полотном экспозиции является портрет отца художника Павла Флавиановича Боброва (1888-1957), коренного саратовца, известного и уважаемого врача и общественного деятеля.
Много работая для издательства и газеты, в живописи Борис Бобров старался сохранить эмоциональное начало. Так им были создана серия пейзажей, посвященных фортепьянным пьесам "Времена года" П.И. Чайковского. "Весенняя лазурь", "Зимний вечер", "Весенний ручей", "Осень".
Зал графики, на наш взгляд, наиболее отражает разноплановость творчества художника. Лаконичные движения кисти и пера создают запоминающиеся образы, вызывающие ассоциации с давно ушедшей эпохой ("Девочка на скамейке", "Балерина", "Рыбак", "Сидящая женщина"). Приметы времени оживают в жанровых сценках ("В госпитале", "Лежащая женщина", "В ночном", "Котлован"). Разнообразны по своему характеру и иллюстрации к детским книгам. Так любимые с детства "Лиса и журавль", "Иван-царевич и серый волк", созданные для сборника "Теремок", носят элемент "похожести", типичности иллюстраций 1940-х-50-х годов. А вот лихой образ Кота в сапогах, знаменитые герои Сервантеса кажутся созданными буквально "от души". Не менее интересными и запоминающимися покажутся зрителю и яркие карикатурные сюжеты, актуальность которых не умирает и по сей день.
Выставку дополняют документы из семейного архива, издания книг 1930-1950 - х годов с иллюстрациями Бориса Боброва.
Выставка продолжит свою работу до 30 ноября 2011 года
Элеонора Белонович