В Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка знаменитого русского графика, мастера рисунка и станковой гравюры Павла Александровича Шиллинговского. На экспозиции представлено более 230 работ художника из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и архива известного искусствоведа П. Е. Корнилова. Многие произведения экспонируются впервые.
Павел Александрович Шиллинговский родился 15 (27) января 1881 года в Кишиневе. Учился в художественном училище Одесского общества изящных искусств у К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского. Окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге (1901-1914), где учился сначала в живописной мастерской у Д. Н. Кардовского, а затем — в мастерской прославленного мастера гравюры В. В. Матэ. Преподавал в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН), затем преобразованном в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1921–1929, 1935–1937). Художник умер от голода в блокадном Ленинграде в апреле 1942 года.
П. А. Шиллинговский работал в области офорта, линогравюры, но любимой техникой художника была ксилография. Именно в технике гравюры на дереве были созданы лучшие произведения мастера, ставшие классикой отечественного графического искусства.
Выставка в Петропавловской крепости представляет ретроспективу творчества П. А. Шиллинговского. В экспозиции демонстрируется первая гравюра, выполненная художником на дереве, «Горный пейзаж с деревьями» (1917); работы 1920-1930-х годов - листы из серий «Бахчисарай», «Эривань», «Казань», «Старая Армения»; экслибрисы, книжная графика. В том числе, впервые будут экспонироваться подготовительные рисунки для книги Гомера «Одиссея» и рисунки для неизданной книги Данте Алигьери «Божественная комедия» в переводе Д. Е. Мина, а также портреты И. В. Сталина и В. И. Ленина.
Центральное место на выставке занимают серии гравюр 1921 и 1941 годов, посвященные Петербургу. Созданные во время Гражданской и Великой Отечественной войн, в период тяжелейших испытаний для нашего города эти работы прозвучали как гимн Петербургу.
Три года (1921–1923) работал Шиллинговский над созданием альбома гравюр «Петербург. Руины и возрождение». Летом 1923 года в Полиграфическом отделе Академии художеств альбом был напечатан в количестве 500 нумерованных экземпляров, в него вошли 10 ксилографий. Все 10 листов альбома можно увидеть в экспозиции. В качестве подготовительного материала художник создал многочисленные рисунки и 25 акварельных листов, объединенных в серию с двусмысленным названием «Руины революции». В ГМИ СПб хранится вся коллекция акварелей этой серии, и она впервые полностью будет представлена на выставке.
Серия гравюр 1941 года - «Осажденный город» - стала последней работой Шиллинговского. Над ней он работал в 1941-1942 годах в блокадном Ленинграде. Из-за смерти художника эта работа так и осталась незавершенной. На выставке экспонируются подготовительные рисунки и семь гравюр из этой серии.