План управления объектом Мирового наследия Ансамбль Ферапонтова монастыря и достопримечательных мест Кириллов и Цыпино, разработанный в соответствии с действующим законодательством, необходим для того, чтобы определить правила управления объектом, требующиеся для сохранности объекта, и касаются более широкого пространства вокруг поселения и всего кирилловского региона. Его значимость исходит из того, что учитываются разнообразные аспекты охраны и управления объектом. Документ касается территорий, прилегающих к объекту, что важно для правильного управления и сохранения наследия. Эти территории, называемые «буферными зонами», выделены при исследовании и изучении.
Разработка этого плана была нацелена на то, что он станет документом, включающим в себя согласованные решения, касающиеся правильной защиты, сохранения и использования объекта мирового наследия. Подготовка плана управления стала частью динамического процесса, включающего в себя анализ и определение целей управления, а также применения разработанных решений и контроля за происходящими изменениями.
План включает в себя следующие элементы:
- содержание, обозначение элементов плана;
- характеристики объекта с точки зрения истории, культуры, значимости в регионе (социально-экономический потенциал);
- подробные характеристики, описание и обозначение значимости объекта, в данном случае трёх объектов.
-элементы плана включают:
* Анализ;
* Определение сильных, слабых сторон, угроз и перспектив с учётом законодательства и социально-экономической ситуации;
* Анализ текущего управления объектом и методов его сохранения и использования;
* Определение проблем управления;
* Определение главных целей управления;
* Определение подробного плана действий, направленного на достижение целей;
* Составление плана-графика по реализации плана;
* Принятие основных правил по выполнению плана и контролю.
Такая структура плана гарантирует ясность и чёткость в мерах и действиях, необходимых для его реализации.
План управления включает в себя описание расположения объекта, характеристики, сделанные в историческом, культурном и региональном контексте, а также социально-экономический потенциал указанного объекта, характеристику и описание, основную информацию, историю и значение объекта в прошлом, ценность в соответствии с критериями Списка объектов Мирового значения, дано описание границ объекта и его буферных зон. Проведен анализ существующего состояния объекта, включённого в план, а также использование в настоящее время и управление объектом.
В плане управления указаны существующие законодательные формы по сохранению памятника, которые представлены списком основных нормативных правовых актов об охране и использовании памятников истории и культуры и основных градостроительных. Основной закон Российской Федерации № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». На основании данного закона разрабатывается проектная документация по реставрации, согласовывается с федеральными органами охраны памятников, работы выполняются на основании согласованной проектной документации и разрешения, выданного федеральными органами охраны памятников.
В плане управления подробно описана система Управления объектом всемирного наследия.
Одной из наиболее важных стадий в процессе подготовки плана управления является определение ключевых заинтересованных лиц, участников, которыми могут быть как организации, так и индивидуальные лица, заинтересованных в реализации плана. Среди них могут быть представители местной власти, землепользователи, неправительственные организации. Выбор участников зависит от специфики объектов.
Среди участников плана управления объектом Ансамбль Ферапонтова монастыря (XV-XVII вв.) с фресками Дионисия (1502 г.)были названы следующие организации и общества:
- Министерство культуры Российской Федерации;
- Департамент культуры и охраны культурного наследия Вологодской области;
- Вологодское Епархиальное Управление Русской Православной Церкви;
- Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник;
- Музей Фресок Дионисия;
- Департамент культуры и охраны культурного наследия Вологодской области;
- Администрация Кирилловского района;
- Администрация поселения Ферапонтово;
- Государственный научно-исследовательский институт реставрации;
- Центральные научно-реставрационные мастерские;
- ООО «Реставрационный центр – архитектура, производство, обучение»;
- Попечительский совет Музея Фресок Дионисия;
- Национальный парк «Русский Север»;
- Институт Искусств Министерства Культуры Российской Федерации;
- Институт Русской литературы Академии наук Российской Федерации.
Далее был проведен анализ заинтересованности участников в подготовке и реализации плана. К наиболее заинтересованным были отнесены:
- Министерство культуры Российской Федерации;
- Департамент Культуры Вологодской области;
- Вологодское епархиальное управление Русской Православной церкви;
- Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей заповедник;
- Администрация Ферапонтовского поселения;
- Государственный научно-исследовательский институт реставрации;
- Центральные научно-реставрационные проектные мастерские;
- ООО «Реставрационный центр – архитектура, производство, обучение».
В процессе разработки плана управления был проведен анализ сильных, слабых сторон, угроз и возможностей для развития объекта. Эти факторы представлены в социальном, экономическом и законодательном контексте. Сильной стороной названы подлинность и аутентичность памятников живописи и архитектуры, наличие великолепного окружающего природного ландшафта, близость автодорог, водных путей. Слабая сторона - отсутствие комфортабельного сервиса, нехватка профессиональных специалистов и отсутствие возможности для их привлечения, демографический кризис, отсутствие малого бизнеса. Были определены шансы и возможности для развития объекта, такие как - развитие туризма в Кирилловском районе и в поселении, развитие музея, рост экономического состояния населения, развитие сотрудничества с Русской Православной Церковью, возможность организации научно-исследовательского центра по изучению памятников древнерусской культуры, развитие инфраструктуры села. В процессе обсуждения рабочей группой были выявлены угрозы для объекта, такие как отсутствие четкой координации действий на различных административных уровнях по вопросам регулирования хозяйственной и строительной деятельности в охранных зонах, неблагоприятные северные климатические условия, недостаточность финансирования музея со стороны государства, недостаточный объем финансовых средств у администрации поселения и местных жителей, следствием чего является слабое развитие инфраструктуры монастыря и поселения.
В план управления включена часть, определяющая объективные задачи, необходимые для эффективного управления объектом в целом: перспективы развития, устойчивое и рациональное использование окружающей среды, охрана памятника, использование памятника как объекта показа, развитие инфраструктуры, близость автодорог.
Основное направление развития Ферапонтовского сельского совета - туризм. К такому решению склоняется большинство руководителей на территории сельского совета и Кирилловского района. Грамотно организованный туризм (а не отдельные специфические частные гостевые дома, обслуживающие узкий круг лиц) способен приносить большую прибыль и дополнительные рабочие места. Поэтому в представленном документе особая роль отведена рассмотрению объектов, обслуживающих туристов.
В плане управления описаны правила, утвержденные ИКОМОС, которые должны быть учтены при развитии туризма, такие как:
- сохранность памятника при реализации плана развития туризма;
- большая часть дохода от посетителя должна быть направлена на сохранность памятника;
- местное население должно быть заинтересовано в развитии туризма;
- улучшение организации посещения посетителями для ознакомления и восприятия местной культуры и истории;
- строительство новых объектов, транспортной системы должно минимизировать потенциально губительное воздействие от туризма.
Новые объекты должны находиться там, где воздействие на естественную красоту будет минимальным. В связи с тем, что на территории монастыря находятся, главным образом, культовые памятники в настоящее время нет помещения, где можно принять туристов, отсутствует отапливаемый благоустроенный общественный туалет, киоски для продажи сувениров, места для отдыха. Как один из вариантов было предложено разместить за восточной стеной монастыря служебную инфраструктуру, которая позволит:
- ознакомиться с информацией о памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря и близлежащих памятниках (с. Цыпино, с. Горицы, г. Кириллов, г. Белозерск);
- организовать просмотр фильмов, рассказывающих о реставрационных работах, проводимых на памятниках, о консервации уникальных фресок и мониторинге температурно-влажностного режима;
- открыть образовательный научно-исследовательский центр;
- организовать парковку для автомобилей, камеры хранения;
- открыть пункт общественного питания (кафе или ресторан);
- ознакомиться с информацией о транспортных услугах;
- разместить пост охраны.
- разместить туалет, пункт оказания первой медицинской помощи, детский игровой центр;
Это может быть здание, имеющее новое архитектурные формы, при этом, не оказывающее влияние на исторически сложившуюся архитектуру. Реализация данного проекта позволит увеличить инфраструктуру музея.
Другая важная часть плана связана с определением ключевых проблем управления объектом. Этот список содержит краткий список главных проблем, касающихся социальной, экономической, управленческой и других сфер деятельности. Эти проблемы лежат в основе определения главных целей управления объектом.
Результаты этого анализа представлены ниже.
Определены следующие социальные проблемы, связанные с управлением объекта:
- Недостаточный уровень заработной платы, отсутствие служебного жилья;
- Слабое обеспечение медицинского и культурного обслуживания,
- отсутствие транспорта, отсутствие социальных программ в музее,
в частности, обучения.
Определены следующие экономические проблемы, касающиеся управления объекта:
- Отсутствие целевых программ финансирования;
- Неразвитая инфраструктура сервисного обслуживания местного населения и туристов;
- Слабое экономическое развитие территории, малого бизнеса.
Определены следующие управленческие проблемы:
- Отсутствие целевых программ по всем направления развития;
- Недостаточная подготовка управленческих кадров;
- Недостаточная работа властных структур с музеем;
Определены следующие проблемы, связанные с другими сферами деятельности:
- Климат;
- Антропогенный разрушающий фактор;
- Недостаточное количество законов о сохранении ландшафта, воздушной среды, охраны памятников и возможности для их исполнения.
В плане управления представлены цели управления объектом и их иерархия. Рабочей группой определена основная концепция сохранения объекта и главная цель управления объектом. Для реализации поставленной цели выделяются более детализированные задачи. В социальной сфере:
- целевое финансирование, прозрачность бюджетов всех уровней, создание правового гражданского общества;
– повышение уровня управления и квалификации исполнителей, их обучение в соответствии с требованиями музея;
– разработка и реализация социальных программ для сотрудников музея – жителей села;
– устранение бюрократических межведомственных и внутриведомственных барьеров, сокращение аппарата чиновников.
В экономической сфере:
- изменение государственной политики в отношении культуры для придания организациям большей самостоятельности, сохранение финансирования для сохранения памятников;
– повышение ответственности за целевое использование средств;
– поддержка государства для развития малого бизнеса, увеличение инвестиций для сельского населения.
В управленческой сфере:
– формирование духовно-нравственной культуры управленческих кадров;
– введение личной ответственности руководителей за возложенные на них обязанности;
– освещение в СМИ результатов деятельности руководителей всех уровней, доведение информации до рядовых сотрудников.
В процессе анализа каждая задача оценена относительно важности и времени исполнения. Проведено голосование, в ходе которого определены наиболее важные задачи и составлен план выполнения этих задач.
К наиболее важным задачам в социальной сфере относится:
- повышение уровня управления и квалификации исполнителей, их обучение в соответствии с требованиями музея;
– разработка и реализация социальных программ для сотрудников музея и жителей села.
В экономической сфере:
– изменение государственной политики в отношении культуры для придания организациям большей самостоятельности, сохранение финансирования для сохранения памятников;
– повышение ответственности за целевое использование средств;
– поддержка государства для развития малого бизнеса, увеличение инвестиций для сельского населения.
В управленческой сфере – формирование духовно-нравственной культуры управленческих кадров.
Благодаря разработке подробных планов действий для выполнения каждой задачи стало возможным составление графика по осуществлению всего плана.
Эффективность осуществления плана, также как и каждого действия, должна отслеживаться с помощью мониторинга. Особенности подобного контроля должны быть включены в план управления. Конвенция ЮНЕСКО об охране культурного и природного наследия рекомендует подготовку отчетов о состоянии объекта. Согласно недавно принятым правилам, такие отчеты необходимо делать один раз в 6 лет.
Во время последнего заседания рабочих групп были определены следующие правила выполнения плана и контроля:
- управление объектом должно осуществляться Администрацией музея совместно со специально созданным Общественным советом, состоящим из сотрудников музея;
- управление района, в котором находиться объект должно осуществляться Администрацией сельского поселения совместно с Администрацией Кирилловского района при участии расширенного Общественного совета из представителей музея, малого бизнеса, религиозных общин и других организаций села Ферапонтово;
- осуществлять контроль за выполнением плана управления и состоянием объекта должны независимые международные организации.
Этот план разработан после проведения нескольких заседаний рабочих групп. Окончательная версия плана должна быть рассмотрена и одобрена основными партнерами.
Вы можете скачать План управления пройдя по ссылке (Английский язык, PDF)