3 декабря 2010 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева по адресу ул. Первомайская, 75, состоится открытие выставки произведений из бывшего собрания князей Н. и Н. Лобановых-Ростовских, приобретённого Международным Благотворительным фондом "Константиновский" (графика, костюмы, декоративно-прикладное искусство).
Театрально-декорационное искусство – яркая страница в истории русской культуры первой трети ХХ века. Оно сфокусировало и по-своему преломило усилия крупнейших мастеров всех художественных направлений того времени.
На выставке в Радищевском музее представлены около 250 работ блистательных живописцев и графиков из коллекции Никиты и Нины Лобановых - Ростовских, прославивших русское искусство и русский театр за пределами России. Данная коллекция – самое богатое по составу и значительное собрание работ русских театральных художников за рубежом. Оно включает в себя образцы всех основных художественных стилей в русском искусстве первой трети ХХ века – от символизма и модерна до кубизма, футуризма и конструктивизма. Эскизы и афиши к балетным, оперным и драматическим спектаклям, цирковым представлениям, постановкам кукольного театра и театриков «малых» форм вызывают в воображении широкую панораму жизни сценического искусства начала прошлого века.
Зрители смогут увидеть театральные работы В. Серова и М. Врубеля, А. Бенуа и И. Билибина, Л. Бакста и Н. Рериха, М. Добужинского и С. Судейкина, Б. Анисфельда и Ю. Анненкова, К. Малевича и В. Татлина, М. Ларионова и Н. Гончаровой, А. Экстер и Л. Поповой, Э. Лисицкого и А. Родченко. Экспонируемые произведения, выполненные в разных техниках и материалах, охватывают период с 1900-х по 1930-е годы.
Особую культурно-художественную ценность коллекции составляют театральные эскизы декораций и костюмов к постановкам Русских балетов Сергея Дягилева 1909-1929 годов. Ведущую роль в первых сезонах Русских балетов, оказавших большое влияние на дальнейшее развитие театрального искусства, сыграли Лев Бакст и Александр Бенуа. На выставке представлены эскизы костюмов к спектаклям "Клеопатра", "Спящая принцесса", "Смущённая Артемида" Л. Бакста; "Павильон Армиды", "Жизель", "Соловей", "Лекарь поневоле" А. Бенуа. Спектакль "Павильон Армиды" с декорациями А. Бенуа, выполненными с безупречным знанием истории и культуры Франции, сразу покорил французскую публику. Блистательна и серия эскизов костюмов Л. Бакста к спектаклям "Клеопатра" и "Спящая принцесса", поражающая своим великолепием. Не меньшую значимость в коллекции представляют произведения Сергея Судейкина, Николая Рериха, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Юрия Анненкова, Бориса Григорьева, Павла Челищева – русских художников, эмигрировавших из страны в 1920-е годы. С приходом Н. Гончаровой и М. Ларионова, утверждающих своим творчеством автономию театральной декорации, живущей только по законам сценической условности и трёхмерного пространства, и чуждой всякой описательности и иллюстративности, в антрепризу С. Дягилева влилось искусство русского авангарда. В экспозиции показаны эскизы костюмов Н. Гончаровой к балету "Литургия", не получившего сценического воплощения. Плоскостно трактованные фигуры святых, апостолов, волхвов и херувимов органично соединяют в себе приёмы иконописи и кубизма.
Кроме работ, связанных с Русскими сезонами, большой интерес на выставке представляет раздел, посвящённый искусству авангарда, составленный из произведений К. Малевича, А. Экстер, О. Розановой, Л. Поповой, А. Родченко, В. Степановой, Э. Лисицкого, Ю. Анненкова, В. Татлина. Зрителям предоставляется редкая возможность увидеть эскизы костюмов А. Экстер к знаменитой постановке А. Таирова "Фамира Кифаред", первому мощному явлению кубофутуризма на профессиональной сцене и кинофильму Я. Протазанова "Аэлита", где приёмы конструктивизма прекрасно отвечали задаче создания образа марсианина-робота. Эскизы декораций и костюмов К. Малевича к футуристической опере М. Матюшина и А. Кручёных "Победа над Солнцем", воспроизведённые в технике шелкографии в 1973 году, позволяют составить впечатление о знаменитой постановке. Собрание Никиты и Нины Лобановых - Ростовских даёт возможность наглядно проследить эволюцию театрального искусства в первой трети ХХ века. Приобретение коллекции Международным Благотворительным Фондом "Константиновский" может рассматриваться как возвращение на Родину целого пласта русской культуры, её национального достояния.