1 апреля в доме-музее К.И.Чуковского открывается выставка
«Чуковский и Чехов»
К 150-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова
Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине – отдел Государственного Литературного музея – включился в юбилейную чеховскую программу 2010 года. В Доме-музее К.И. Чуковского в Переделкине, в день его рождения, 1 апреля, откроется выставка, рассказывающая о значимости чеховской темы в творчестве К.И.Чуковского.
Задуманная как приношение Чехову, одновременно эта выставка – дань традициям Дома Корнея Чуковского, идущим из начала 1970-х годов. В тогда еще неофициальном музееежегодно устраивались локальные выставки, в которых использовались материалы из архива К.И.Чуковского. Сегодня «Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине» сосредоточился на одной из доминант творчества писателя, в серьезной степени сложившегося под знаком чеховской темы.
И в человеческой, и в литературной своей судьбе Чуковский воспринимал Чехова как «учителя жизни», «мерило вещей», считая «самым скрытным и непонятым русским писателем». Поверяя многое Чеховым, который служил ему примером для подражания на протяжении всей жизни, Корней Иванович бесконечно помогал больным и хлопотал о притесняемых, построил и подарил государству детскую библиотеку, заложил традицию детских просветительских праздников, без устали возился с чужими рукописями.
Самый первый сборник критических статей Чуковского (1908) назван «От Чехова до наших дней». Еще в 1920-е годы К.Чуковский был комментатором и публикатором фрагментов «Записных книжек» Чехова.
Книгу о Чехове и его мастерстве Корней Иванович задумал в год смерти Чехова, в 1904-м. Труд над книгой охватил большую часть «настоящего двадцатого» века, в силу обстоятельств она же («Чехов», 1967) оказалась и последней крупной работой Чуковского. Собрание сочинений Чехова, находящееся в его переделкинском доме, испещрено пометками: нередко они содержат дополнительную исследовательскую драматургию. Наконец, именно о Чехове говорил Чуковский в своем последнем радиоэссе «Как я стал писателем».
Имя Чехова встречается почти во всех научных книгах Чуковского: «Высокое искусство», «Живой как жизнь», «От двух до пяти». Чехов «прорвался» даже в сказки Чуковского: имена Тотоша и Кокоша были взяты Корнеем Ивановичем из реальной биографии Антона Павловича.
Все названное нашло отражение в материалах выставки. В ее основе – книги Чуковского, «отражающие» Чехова. Воспроизведены наиболее интересные заметки критика на книгах Чехова. Демонстрируются обширное факсимиле «чеховских» набросков К.Чуковского, ряд корректорских оттисков, а также «рифмующиеся» фото- и художественные портреты Чуковского и Чехова. В экспозиции также представлены книга Бориса Зайцева «Чехов» с дарственной надписью (в 1954 году писатель-эмигрант, знакомый Корнея Ивановича с начала 1900-х годов, выпустил в Париже свою версию литературной биографии Чехова и сумел переправить ее в СССР), том лекций Владимира Набокова о русской литературе пестрит обильными ссылками на Чуковского.
Сюжет «Чуковский и Чехов» музей подкрепляет демонстрацией отдельных аудиозаписей из Звучащего собрания сочинений К.И.Чуковского: это публичное авторское чтение отрывков из последней книги и фрагменты фонограммы последнего его радиовыступления на тему «Как я стал писателем».
Выставка призвана во многом восстановить работу Чуковского – литературного критика, исследователя, популяризатора наследия Чехова.
Пресс-показ 9 апреля в 15.00
Аккредитация СМИ в пресс-службе ГЛМ