9 марта 2010 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева в историческом здании начинает работу выставка "Русская резцовая гравюра XVIII - певрой половины XIX веков" из цикла "Графический альбом".
Среди многочисленных печатных графических техник гравюра резцом на меди, называемая «классической», является одной из основных. Она появилась в Западной Европе в середине XV в. первой среди других видов углубленной гравюры. В разные эпохи резцовая гравюра выполняла функции как оригинальной, так и репродукционной техники. В последнем качестве она оказалась самой востребованной благодаря строгой объективности по отношению к воспроизводимому оригиналу. К XVIII в. это ее назначение окончательно стало ведущим, позволив ей сыграть заметную роль в решении просветительских задач.
Подлинное развитие гравюры на меди в России началось с конца XVII в. В русле петровских преобразований она начинает отражать государственные интересы, в ее тематике доминирует изображение празднеств и фейерверков, триумфов и военных побед, а также их творцов, происходит формирование нового репрезентативного стиля. В доминирующем жанре портрета он проявляется в «медальонном» типе обрамления, включающем орнаментальную рамку, надпись, геральдические символы, картуши и другие аксессуары, сообщающие изображению особую торжественность и пышность. Государственная ориентация на Запад приводит к европеизации резцовой гравюры. Этот процесс ускоряется с приездом в Россию иностранных мастеров.
В начале 1740-х здесь оказывается И. Штенглин, аугсбургский мастер, владевший «черной манерой». Для нее характерны глубокие черные тона и бархатистость, придающие оттиску живописный эффект. В этой технике выполнены портрет Анны Иоанновны и эффектный «Фейерверк на Яузе».
Первым мастером по-настоящему европейского уровня, прибывшем в Петербург в царствование Елизаветы Петровны, стал немец Г.Ф. Шмидт. За время 5-летнего пребывания в России он награвировал несколько великолепных портретов, среди которых – парадные портреты Елизаветы Петровны и графа К.Г. Разумовского. Все они демонстрируют присущую Шмидту манеру тонкой и деликатной резцовой штриховки, придающей листу изысканное серебристое свечение. По утверждению признанного знатока русской гравюры Д.А. Ровинского (1824-1895), «блестящий резец» Шмидта усвоили несколько русских граверов. Среди них - Н.Я. Колпаков, представленный своим лучшим портретом - графа А.А. Матвеева.
Самым талантливым русским учеником Шмидта стал выдающийся гравер Е.П. Чемесов, названный его учителем «подлинным гением в гравюре». Им создан ряд камерных портретов, отличающихся артистизмом, самобытностью технических приемов, нередко превосходящих по художественным качествам исходный живописный оригинал (портрет Екатерины II).
О плодотворном влияние европейского искусства говорит творчество Г.И. Скородумова. После успешного окончания Петербургской Академии, он продолжил учебу в Лондоне. Там он провел целое 10-летие, став первым русским мастером, освоившим сложную технику пунктира и цветную печать с металла. Прекрасным образцом подобной техники является лист «Наказание Амура».
Можно сказать, что XVIII в. стал временем расцвета русской гравюры на металле. За короткий срок иностранными специалистами были обучены русские мастера, сумевшие освоить разнообразные жанры и техники и поднять их на высокий художественный уровень.
Укрепление этих позиций на рубеже XVIII – XIX в.в. и в последующие десятилетия во многом было связано с личностью приглашенного из Аугсбурга И.-С. Клаубера. Этот тонкий мастер (портреты принцессы Баденской Елизаветы Алексеевны и митрополита Платона) и прекрасный педагог возглавлял с 1796 по 1817 гравировальный класс Петербургской Академии художеств. Для школы Клаубера (С.Ф. Галактионов, А.Г. Ухтомский, братья Ческие, Е.О. Скотников) характерны верность строгим традициям классической гравюры и высокое техническое мастерство.
Ярким доказательством успехов русской гравюры в начале XIX в. стала серия видов окрестностей Петербурга. Эта видовая сюита, в создании которой принимали участие ученики И.С. Клаубера, сыграла исключительную роль в дальнейшем развитии русской пейзажной гравюры.
Интересным образцом видовой гравюры, выполненным в традициях так называемого перспективного пейзажа, является работа И.А. Иванова «Вид Саратовского Спасо-Преображенского монастыря». Она любопытна и с точки зрения истории церковного зодчества на территории Саратовской губернии. Экспонируется не только оттиск, но и медная печатная форма, позволяющая нагляднее представить технологические особенности данного вида искусства.
Выдающимся продолжателем традиций резцовой гравюры стал лучший ученик Клаубера Н.И. Уткин. Он знаменит, в первую очередь, как портретист, в чьих виртуозных работах отразилась характерная для новой эпохи тенденция к демократичности образов и их подчеркнутой индивидуализации. Таковы в его интерпретации величественно-монументальный и, в тоже время, «домашний» портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке, принесший ему огромную славу, а также портрет А.В. Суворова - одно из «безукоризненных в техническом отношении» и наиболее известных его произведений.
Ревностным поборником традиций классического резца стал талантливый ученик Уткина Ф.И. Иордан. О его роли и заслугах говорит тот факт, что он стал единственным гравером, достигшим поста ректора Академии художеств. Он представлен своим главным произведением – большой гравюрой «Преображение» с Рафаэля. Над ней мастер проработал почти 15 лет, закончив ее в 1850. Однако ни редкое упорство, ни техническая тщательность мастеровитого автора не помогли одухотворить результат, отличающийся холодноватой сухостью копии. Можно сказать, что работы Иордана завершают историю русской репродукционной резцовой гравюры, постепенно уступившей место другим более жизнеспособным техникам.
«Русская резцовая гравюра XVIII – первой половины XIX в.» - одна из сменных экспозиций проекта «Графический альбом Радищевского музея». Начатый осенью 2007 года, он объединил на сегодняшний день девять экспозиций, «приоткрывших» для зрителей фонды графики – самой обширной и одной из интереснейшей коллекции Радищевского музея. Столь широкий показ графических экспонатов, относящихся к старейшей части музейного собрания, был бы невозможен без музейного реставратора Коневцевой А.Н., подготовившей более половины всех представленных листов.
В юбилейном году цикл «Графический альбом Радищевского музея» будет продолжен новыми экспозициями.
Заведующий сектором графики Боровская М.И.
При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник обязательна.
Источник информации: Сайт "Новости Радищевского музея"