26 февраля 2010 года в Музейно-творческом центре Вологодской областной картинной галереи «Дом Корбакова» открылась выставка произведений вологодских художников Наталии и Сергея Лаврентьевых «Пятьдесят на пятьдесят», посвященная юбилею обоих авторов. За кажущейся простотой названия, похожего на формулу, стоит многолетний творческий союз двух индивидуальностей. Если и дальше вслед за авторами обратиться к числовым эквивалентам, то впечатляет количество и разнообразие ими сделанного: живопись, графика, коллаж, батик, скульптура. Лишь часть этого большого труда разместилась на двух этажах «Дома Корбакова».
В творчестве Сергея и Наталии Лаврентьевых тесно переплетены самые острые новаторские течения изобразительного искусства ХХ века и традиционная народная культура Русского Севера. Неслучайно Лаврентьевых многие называют бытописателями Вологды. Стихия городской повседневности и такое редкое сейчас обращение к вечной российской философской проблематике «маленького человека», рассказанной современным языком живописи, – одна из главных тем творчества художников. Обращаясь к стилистике примитива, они создают свой неповторимый изобразительный мир, где среди его внешней грубоватости всегда есть место таким насущно необходимым понятиям, как вера, надежда и любовь. Общность тем и сюжетов создает иллюзию похожести этих двух художников. Их союз – это единство противоположностей, построенное на разности темпераментов: эмоциональный, импульсивный, непредсказуемый Сергей и рациональная, сдержанная, уходящая в себя Наталия. У каждого свои приемы работы. Творчество Наталии более созерцательно и тяготеет к конкретным зримым формам, достаточно взглянуть на ее живописные цветочные натюрморты. Она любит портрет: ее интересует суть человека, в которой порой трудно разобраться. Живописная поверхность ее картин построена на сближении цветовых тональностей, вязкой подвижности красочных масс. Вариативность и неоднозначность прочитывается в ее коллажах, таких, как «Развитие черного квадрата», который сегодня находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Сергей Лаврентьев работает в живописи, графике, скульптуре, прикладном искусстве. Неутомимый рисовальщик, он предпочитает о сложных вещах говорить простым языком. В графических сериях художник обращается к сюжетам из повседневной жизни, которые сродни анекдоту (серия монотипий «Новогодний натюрморт»). За незлобивой иронией внимательный взгляд зрителя вполне может угадать осознанный авторский протест против современного прагматизма, падения культурных и нравственных ценностей. На протяжении многих лет, начиная с 1980-х годов, в творчестве Сергея Лаврентьева присутствуют устойчивые образы-символы: «храм», «мужик с лошадью», «красный конь». Удивляет разнообразие художественных интерпретаций этих незатейливых мотивов, ставших во многом вневременными приметами исконной русской жизни. Лаврентьев создает живописные картины-импровизации, полные необычных находок и как бы случайных открытий. Все строится на неожиданности, спонтанности происходящего. Словно тающие очертания фигур, то контрастно проступающие на глубоком мерцающем фоне («Обнаженная на синем»), то стремящиеся с ним слиться, игра пятен, пропорций, чуть меняющейся тональности и цвета будоражат воображение, интригуют, держат зрителя в легком напряжении. За любыми творческими поисками Наталии и Сергея всегда улавливается скрытый смысл. Их главная цель – создание индивидуального, цельного художественного образа. Именно поэтому искусство Лаврентьевых по-особому содержательно и метафорично. Это то объединяющее начало, которое позволяет воспринимать творчество двух разных авторов как единое художественное явление.
Накануне весны в картинах Сергея и Наталии как-то особенно явственно ощущается пафос творческой свободы, их открытость миру. Хочется надеяться, что любители и знатоки современного искусства по достоинству оценят уникальную возможность пофантазировать на этой выставке, домыслить за авторами едва намеченную ими фразу и всецело примут это приглашение к сотворчеству.