Выставка приурочена к открытию XIII Февральских научно - музейных чтений памяти С.С. Гейченко «Вещи имеют свою судьбу. Музейная коллекция: изучение, экспозиция, публикация». В экспозиции – поступления, пополнившие собрание Пушкинского Заповедника: графика, живопись, скульптура - всего около 60 работ. Временной диапазон представленных на выставке произведений широк: 1936 – 2009 гг.
Галерея видов Пушкинского Заповедника открывается работами Ии Михранянц (1908-1983) и Адриана Каплуна (1887-1974), изображающими «Пушкинский уголок» до и после Великой Отечественной войны. Приобретенные листы являются важным источником по изучению иконографии пушкинских усадеб, в чем их особая ценность.
Продолжает пополняться коллекция Василия Михайловича Звонцова (1917-1994). Начиная с 1957 г. его творчество неразрывно связано с Пушкинским Заповедником. От Зинаиды Ивановны Костко, вдовы художника, поступили пейзажи, изображающие окрестности Михайловского в разные времена года. Они исполнены в технике «сухой иглы» и офорта, ставшего, по его собственному признанию, «любимой, главной техникой». Время их создания – пора творческой зрелости мастера. Несомненный интерес представляют работы, относящиеся к последнему периоду (1990-е гг.), который сам художник называл «ботаническим». «Свежий букет белой сирени» и «Маки» выполнены китайской тушью. Мягкость расплывчатых очертаний создает неповторимый живописный эффект. По признанию художника, это «материал, способный улавливать тончайшие душевные состояния».
Дружеские узы связывали В.М. Звонцова с Вадимом Вячеславовичем Смирновым (1925 -1990). Вместе они руководили первой студенческой практикой в Пушкинском Заповеднике. С этого времени Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь стали значительной частью творческой биографии В.В. Смирнова. Его пейзажи отличаются поэтическим авторским видением, а гуашь в сочетании с акварелью создают неповторимый «элегический» живописный эффект.
Многие современные художники, посетив Пушкиногорье, оказались очарованы им. К 2001-2002 гг. относится серия видов заповедника Бориса Диодорова (1934 г.р.), народного художника России, одного из лучших графиков современности, знаменитого иллюстратора детских книг. Пейзажи Петериса Скайсткалнса (1948 г.р.) дают представление о творчестве мастера, увлеченного искусством эпохи Возрождения. Его графические листы, изображающие Псков, Изборск, Святые Горы, отличаются филигранной проработкой каждого фрагмента, динамикой гибких линий, приглушенным колоритом. Живопись представлена работами Константина Сутягина (1964 г.р.) «Святогорский монастырь» (2007) и «Савкино» (2008) из серии «Здесь был Пушкин». Написанные широкими и быстрыми мазками пейзажи невероятно эмоциональны и вместе с тем лиричны.
В творчестве скульптора и графика Николая Предеина (1951 г.р.) Пушкин и Гоголь занимают особое место. Доказательством тому графическая пушкиниана и скульптуры из гоголевской серии (2002 - 2006 гг.), которые, несмотря на камерные размеры, звучат удивительно монументально.
Имена этих художников известны внимательному зрителю. Многие работы уже принимали участие в выставочных проектах. Другие экспонируются впервые. Лейтмотивом выставки стали воспоминания. И по сути своей это выставка воспоминаний художников о Пушкине, о его строках, будто растворенных в самом воздухе, воспоминаний о послевоенном времени, о возрождении усадеб, воспоминаний о Семене Степановиче Гейченко… Здесь же и воспоминания о русской деревне, столь ярко отраженные в работах петербургской художницы Коринны Претро. Весенняя пахота, сенокос, сбор яблок в осеннем саду… Такие сложные в своей простоте, но понятные каждому вещи.
Дарья Плотникова
Xранитель древнерусской живописи, нумизматики и оружия