Тридцать вторая по счету персональная выставка одного из самых ярких и самобытных живописцев Вологодчины Георгия Ивановича Попова открылась 20 ноября в центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи. Шестая выставка художника в стенах картинной галереи приурочена к 70-летию художника и представляет по замыслу автора сто картин из коллекций галереи и вологодского музея-заповедника, а также работы из мастерской, созданные за последние годы.
Творчество Г. И. Попова представляет собой исключительный художественный феномен современной русской культуры. Дело в том, что многие художники-самоучки, каковым по сути является и наш герой, не имея иной возможности для самовыражения, идут по пути так называемого наивного искусства. И лишь редчайшим из них дано создать на этой основе свою индивидуальную модель творчества. Обретение Г. Поповым своего места в жизни было нелегким. Родившись в 1939 году в селе Красное Тотемского района, он познал тяготы детдомовской жизни и военного времени, в восемнадцать лет жажда странствий заставила его покинуть родные места. Двадцать шесть лет, сменив профессии арматурщика, заведующего библиотекой, секретаря районной газеты, художника-оформителя, он колесил по стране и только в 1983 году осел в Вологде.
Путь Георгия Ивановича в искусстве также торился непросто. Впечатлительность, острое реагирование на окружающий мир, редкая память были присущи Попову с самых ранних лет. Но тяга к литературе, поэзии обнаружилась намного раньше желания самому изображать видимый мир. Первое потрясение от живописи он получил в 1963 году в Государственном Эрмитаже в Ленинграде от картин американского пейзажиста Рокуэлла Кента. Чуть позже он поставил себе цель - стать художником. Самостоятельное освоение изобразительной грамоты перемежалось у него занятиями в 1964 - 1965 годах в изостудии Выборгского дворца культуры Ленинграда. Но уже тогда начинающий художник понял, что традиционная манера письма - это своего рода оковы для его необычного видения мира, и сознательно начал культивировать черты эстетики, присущие многовековому русскому народному творчеству. В результате упорного труда с 1967 года он уже участник выставок, а в 1981 году член Союза художников СССР. Это было поразительно, ведь в те годы путь в это творческое объединение был очень сложен и для профессионалов. Но талант того, чьи картины экспонировались на выставках самодеятельных художников в Дрездене, Лондоне и Лейпциге, был безусловен для всех.
Уже на первых выставках полотна Попова привлекли необычайной яркостью цвета, а немного позже и особым, созданным его фантазией образом традиционной русской деревни. То, что он писал, не было просто детским воспоминанием села Красное под Тотьмой, такой идиллии не существовало не только в 40-50-х годах прошлого века, но и раньше. Это была волшебная сказка, материализованная кистью живописца-мечтателя. Первыми появились у Георгия Попова натюрморты, до сих пор считающиеся высшим достижением художника. В знаменитой картине «Щедрая земля» (1976) прямо на лужайке, среди одуванчиков, у забора раскинулась знакомая всем по сказкам скатерть-самобранка. Но сама-то она не заморская, а из простой клеенки в синюю клетку, и разложенное на ней – не диковинки, а наши северные ягоды, овощи, грибы. Да и то, что автор собрал в одном натюрморте дары, созревающие в течение всего лета и осени, разве не сказочная условность, почти как у С. Я. Маршака в пьесе для детей «Двенадцать месяцев». Вторым по значимости жанром стали в творчестве художника сцены праздников. По нежно-зеленому лугу водят хороводы счастливые чинные пары в одеждах розовых, белых, желтых и голубых, как полевые цветы. Хоровод ширится и, кажется, охватывает всю землю, венчаясь белокаменным храмом. Как апофеоз патриархальной сельской жизни звучат эти «деревенские праздники». Редкий случай в искусстве, за многие годы эмоциональная острота, искренность переживания Георгием Поповым своих произведений не убавились. Темы остались прежними, но изменилась интонация их образного воплощения. На место фольклорной сказочности первой половины творчества пришла элегическая образность зрелого периода. Живописцу открылись тонкие градации цветовых отношений в природе, светоносность воздушной среды, создающая не менее волшебное зрелище, чем яркая палитра. В последние годы эти качества живописи Попова достигли уровня художественности (цикл «Времена года» 2007), сравнимые с его ранними достижениями 1970-х годов. За счет появления новых сюжетов («Заготовка корья» 2006) и укрупнения фигур получили дальнейшее развитие жанровые сцены, кроме того, художник начал писать портреты своих знакомых. Небезынтересным представляется и то, что свои идеализированные мечтательные полотна Г. И. Попов создает, следуя историческим фактам, конкретике местности, что подтверждают подробнейшие записи художника; все это позволяет считать их своеобразной вариацией ретроспективного пейзажа и умозрительной бытовой картины. Всем картинам живописца присущ автобиографичный подтекст, что вносит в их образную структуру интонацию особой проникновенности. Новые живописные серии Г. И. Попова показывают, что у него задумано еще немало необычных сюжетов и художественных решений, а это значит что нас, зрителей, ждет впереди еще много ярких впечатлений и творческих открытий.