17 сентября в Строгановском дворце Русского музея открывается ретроспективная выставка фотографий ленинградского художника Валентина Самарина, ныне проживающего во Франции. На экспозиции будет показано 96 работ с середины 1970-х по настоящее время, это - балет, метапортрет, репортажи с различных культурных акций в Ленинграде, Москве и Париже, абстрактные фотографии, серия "Русские в Париже". Она организована в рамках Музея Людвига в Русском музее.
Валентин (Мария Тиль Вальгрек) Самарин (Валентин Прохорович Смирнов) родился в 1928 году в Ленинграде. В конце 30-х годов отец подарил ему фотоаппарат, и мальчик занялся первыми фотографическими опытами. Тогда он открыл для себя эффект наложения двух негативов.
После окончания школы Валентин много учился - на физическом факультете ЛГУ, в Мореходном училище им. С.О. Макарова, на философском факультете ЛГУ, в Театральном институте, на факультете русского языка и литературы Ленинградского педагогического института.
Интерес к искусству у будущего художника проявился в 50-е годы, когда во время хрущевской оттепели советскому зрителю были впервые показаны работы современных западных мастеров. В 1956 году он провел два дня в КПЗ на Литейном (КГБ) за публичное обсуждение проблем современного искусства после выставки Пикассо в Эрмитаже.
В 1960 году, когда сбили американский разведывательный самолёт над территорией СССР и начали стремительно охлаждаться отношения с Западом, Валентин Самарин собственноручно отпечатал и распространил листовку «За мир и демократию!», в которой призывал народы к миру и сотрудничеству. Листовка была подписана «13 комсомольцев». Автор был немедленно арестован сотрудниками КГБ, и начались изнурительные допросы. Но "миротворец" не выдал ни одного соучастника антисоветской подпольной организации, поскольку таковых и не было. Тогда арестант был передан на перевоспитание в тюремную психиатрическую больницу на два года. Однако, учитывая интеллектуальный уровень пациента, его определили для трудовой терапии переплетчиком в больничную библиотеку. Здесь Валентин сделал свои первые шаги как художник. Из подручных материалов, которые оставались от переплетных дел (картон, бумага, клей, тушь, цветные карандаши), он делал абстрактные композиции.
После выхода из клиники он продолжал свои художественные искания. Параллельно с живописью Валентин экспериментировал с фотографией. Подлинный перелом произошел, когда в начале 70-х он фотографировал выступления труппы балетмейстера Леонида Якобсона. В балетах Якобсона сочетались героика и лирика, сатира и юмор, отзывались легенды прошлого и необузданная экспрессия современности. Интерес к театру, танцу, пластике человеческого тела воплотился в изощренный зрительный ряд, где изображение начинает деформироваться, плыть, обретая качества иных измерений. Самарин не только снимал спектакли Якобсона, но стал другом театра и его солистов.
Фотографии балета четко делятся на две группы – постановочные, когда фотограф выбирает ту или другую эффектную сцену, устанавливает артистов в надлежащих фиксированных позах и снимает. Другой тип фотографий балета – репортажная съемка. Самарин отказывается от реалистичности и четкости изображения, он начал использовать различные способы деформации и обобщения фотоизображения, приблизившись вплотную к абстрактной фотографии. Он экспериментировал и вносил дозу непредсказуемости в процесс съемки и проявления.
Опыты с деформацией изображения и абстрактной фотографией выдвинули Валентина Марию Тиля в лидеры экспериментальной фотографии. Правда, нестандартность поведения и необычность того, как он фотографировал, и того, что из этого получалось, закрепили за ним ярлык городского чудака. И лишь немногие рассматривали его как радикального новатора.
Свои фотографии он называл sanki – энергетические проекции метафизического измерения, выявленные фотографическими средствами. «Этот термин появился в начале 70-х в Ленинграде. Я активно стал заниматься фотографией и сразу же назвал это sanki. Почему - не знаю. Позднее в рукописи профессора Московского университета Квашуры, который написал книгу по древнекитайской философии, я обнаружил понятие «санс-энергетики». Я связываю sanki с санс-энергетикой: это энергия пульсирующая в пространстве» - писал Самарин. В это же время свои опыты в портретном жанре Валентин назвал «метапортрет». Позднее он начал использовать термин «Белая икона» - уникальное соединение или единственность трех метафизических проекций в фотографии: метафизическое присутствие фотографа, метафизическое присутствие изображаемого и присутствие самого света.
26 октября 1974 года в квартире поэта андеграунда Константина Кузьминского открылась первая в Ленинграде выставка независимой фотографии «Под парашютом». В комнате, где это состоялось, потолок был задрапирован парашютом – отсюда и название выставки. Экспозиция получилась грандиозная – в комнате от потолка до пола было развешено 189 фотографий различного формата. Приняло участие 13 фотографов, среди них - Валентин Самарин. Выставиться у Кузьминского означало не просто солидаризироваться с неофициальной культурой, но войти в плотные её слои.
За этой квартирной выставкой последовали другие. Самарин снимал художников и поэтов, активно включился в жизнь второй культуры Ленинграда. Валентин экспериментировал с фотоаппаратом – резко поднимал его над головой и делал моментальный снимок, позволяя аппарату самому кадрировать реальность. Отчасти это объяснялось тем, что объектом его съемки были запрещенные властями события культуры.
Самарин был постоянным участником выставок в знаменитой бывшей церкви «Кирилла и Мефодия», организованных Т. Новиковым в 1978 году. Когда КГБ закрыло этот «неофициальный» центр, художники начали устраивать выставки на пленэре, в ближайших пригородах Ленинграда (Сестрорецк, Репино). Осенью, когда на улице стало выставляться невозможно, Валентин открыл художественный салон-студию в собственной квартире на Васильевском острове, где устраивал выставки художников и фотографов. Салон назывался «Студия 974». Название проводило аналогию с московской «бульдозерной выставкой» и выставкой в ДК Газа, состоявшимися в 1974 году. С октября 1978 до апреля 1980 Самарин устраивал в своей студии художественные «понедельники». Если не проходили заранее запланированные выставки, то каждый художник или фотограф мог принести работы и повесить их на стену. Тотальный демократизм – никакой цензуры. В «Студии 974» прошли персональные выставки Г.Богомолова, И.Журкова, Б.Четкова, А.Исачева, Л.Кропивницкого. Из фотографов постоянными участниками были два Бориса – Смелов и Кудряков. Помимо изобразительного искусства здесь звучала «живая» музыка и читались авторские стихи. После нескольких задержек милицией, предупреждений и угроз студию пришлось закрыть.
В конце 70-х годов Самарин стал членом феминистского клуба «Мария» и распространял его нелегальный журнал. Начались систематические преследования КГБ.
В конце концов, художник был вызван в КГБ, где ему предложили выбор - убраться из СССР или остаться, но в качестве заключенного. Валентин Мария Тиль покинул страну 30 января 1981 и поселился в Париже в статусе политического беженца. За 27 лет Валентин сменил 14 мастерских в пустующих помещениях. Некоторые из них он делил с А.Хвостенко. В Париже он продолжал снимать балет, пластический театр и активно включился в жизнь парижского андеграунда.
За 30 лет жизни в изгнании Валентин Тиль Мария Самарин провёл более 90 выставок в Париже, Кельне, Мюнхене, Амстердаме, Брюсселе, Берлине, Иерусалиме и других городах.
«Любая фотография, любой негатив, миллионы километров, начиная с немого кино, содержат скрытые изображения. Светочувствительные эмульсии фиксируют не только видимый нами мир трех измерений, но и скрытый в нас (и во всем сущем) свет энергетических проекций подпространства (метареальности неведомого измерения), в котором растянуто или закручено, или еще как-то наше трехмерное».
Пресс-служба ГРМ
e-mail: