В Мраморном дворце открывается выставка Леонида Ламма. На экспозиции представлено около 90 произведений разных лет, начиная с уникальных графических абстракций середины 1950-х и до произведений видеоискусства, созданных в недавние годы. Это - концептуальный проект, тема которого - авторское представление о логике собственного творческого пути.
Леонид Ламм - известный московский художник, с 1982 года живущий в Америке. Отправной точкой для его творчества, как и для многих мастеров его поколения, стало искусство русского авангарда. В 1944 году Ламм поступает на архитектурный факультет Московского строительного института им. Моссовета, где его учителем становится давний друг отца, художник и архитектор авангарда Яков Чернихов (1889-1951). В 1947 году он был исключен из института за недоносительство на арестованных друзей, студентов-математиков МГУ из группы «Нищие сибариты», которые написали письмо в Лигу наций о карательной политике Сталина. В 1949- 1954 годах учится на факультете художественного редактирования Московского полиграфического института.
На протяжении своего творческого пути Ламм предлагал ряд идей, нашедших впоследствии развитие и законченное оформление в творчестве других мастеров. Например: иронический диалог с Казимиром Малевичем, абстракция и ассамбляж с компонентами ready-made. Ламм – один из первых сделал слово изображением и стал – задолго до соц-арта - играть с идеологическими символами, культурными кодами, визуальными образами, социальными мифами, осознав недостаточность станковой картины. Кроме того, он раньше других ощутил необходимость активного и буквального вовлечения зрителя в пространство художественного произведения и, тем самым, вплотную подошел к инсталляционному мышлению. Ламм является едва ли не единственным из старшего теперь поколения художников, кто использует компьютерные технологии и видео. Был Ламм и одним из первых в нашей стране акционистов: в 1967 году он вместе с И. Гельбахом ночью облил красной краской памятник Маяковскому. Действие изначально придумывалось как хеппенинг, рассчитанный на реакцию случайных зрителей и реакцию властей.
В 1973 году художник подает документы на выезд с семьей из СССР, в результате проводит в заключении (Бутырская тюрьма, институт психиатрии им. В. П. Сербского, тюремный лагерь под Ростовом-на-Дону) почти три года. Работает лагерным художником и делает рисунки и акварели, которые впоследствии были использованы автором в живописи, ассамбляжах, инсталляциях («На свободу с чистой совестью» (1974 – 1984), «Рождение образа» (1990). Некоторые из этих работ представлены на экспозиции.
В 1982 году художник вместе с женой и дочерью эмигрирует в США. В 1985 году состоялась первая персональная выставка в Америке «Воспоминание из сумеречной зоны», организованная известным коллекционером неофициального искусства Нортоном Доджем (галерея Фаирбед, Александрия, штат Вирджиния). В 2002 году Ламм впервые после эмиграции посещает Москву и Петербург, тогда же открывается его персональная выставка «Инсинуации» в галерее Гельмана (Москва).
Ламм «коллекционирует» визуальные образцы всякого рода «коллективных действий», так или иначе ограничивающих свободу индивидуальности. Они представляют собой ситуации, в которых человек становится частью толпы, ряда или системы, отражаясь в массе себе подобных. Так, один из залов выставки охвачен по периметру сплошной лентой многометрового фото-фриза. Отдельные кадры запечатлели различные «массовые сцены», основанные на принципе повтора или подобия людей, одежды, предметов, состояний, функций, жестов: строй солдат или колонна военных машин, кордебалет, футбольный матч, религиозная процессия, стадо баранов… Унификация, существующая в реальной жизни различных общественных и корпоративных групп, усилена художественными средствами. Некогда величественный, полнокровный образ человека превращается в распростертую на полу схематичную, «функциональную» фигуру, в упрощенный, общепонятный опознавательный знак, из тех, что, облегчают социальную навигацию (обозначают места перехода, наносятся на мусорные баки и т.п.).
Ламм постоянно возвращается к сделанному им ранее. Абстрактную графику 1950-х годов, в свою очередь, «повторявшую» утраченные рисунки 1940-х, Ламм уже в начале XXI века претворил в виртуальную компьютерную реальность. В виде некоего визуального архива работы прежних лет появляются в демонстрирующемся на выставке видео «Колесо фортуны» (2005, совместно с И. Левковой-Ламм). В последнем зале рукотворные первоисточники и их виртуальные «двойники» образуют единую композицию.