НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Вокруг света с мольбертом. Выставка из собрания Русского музея.

10 июня 2009Москва
И.К.Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. Вевувий.Начало 1840-х. Картон, масло. 26,8х20
К.П.Брюллов. Итальянский полдень. Итальянка снимающая виноград. 1827. Холст,масло. 64х55
.Ф.Щедрин.Озеро Альбано в окрестностях Рима. Не позднее 1825. Холст, масло. 45х61
10 июня в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» открывается выставка «Вокруг света с мольбертом».

На выставке представлены живописные, графические работы и скульптура из собрания Русского музея, а также живопись из частных коллекций. Всего - около 200 произведений.

В России жанр художественных путешествий стал активно развиваться с конца XVIII столетия, когда Академия художеств начала отправлять в творческие командировки (пенсионерские поездки) не только исторических живописцев, но и лучших воспитанников по пейзажному классу. Цель пенсионерских поездок заключалась не только в знакомстве с художественными шедеврами, но и в создании своих собственных произведений. Семен Щедрин и Федор Матвеев, оказавшиеся в Италии первыми, запечатлели архитектурные и живописные красоты этой страны. Подражая европейским классикам пейзажного жанра, эти мастера оставили величественные полотна с изображением Рима и его окрестностей. Затем в Италию последовали Орест Кипренский, Сильвестр Щедрин, братья Карл и Александр Брюлловы, Александр Иванов и другие художники первой половины XIX столетия, работавшие не только в пейзажном, но в портретном и историческом жанрах, занимавшиеся скульптурой и архитектурой.

В Италии Щедрин делает то, чего он не мог позволить себе в Санкт-Петербурге, т.е. свободно выбирает мотивы, ему понравившиеся: простой люд на набережной Неаполя, пишет дневные и ночные сцены с рыбаками. В Петербург же он посылает те из них, какие соответствуют вкусам заказчиков и академической традиции. Примерно так же поступают Карл и Александр Брюлловы, приехавшие в Италию в 1822 году за счет Общества поощрения художников. Карл Брюллов, исторический живописец и портретист, погружается в стихию итальянской жизни и пишет несколько картин о сборе винограда („Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя“, „Итальянский полдень“). Вопреки правилам Академии художеств, по которым картины писались в мастерских по утвержденным эскизам и этюдам, Карл Брюллов переносит весь процесс на природу. Размышляя о полотне на исторический сюжет („Последний день Помпеи“), художник увлеченно работает над множеством картинок из местной жизни. Его брат, будущий архитектор Александр Брюллов, помимо замеров античных памятников в Помпеях, изучения храмов на Сицилии и в Риме, тоже пускается в „жанровые приключения“. Он пишет уголки итальянских улочек, смешные сценки восхождения на Везувий компании русских путешественников. Такие зарисовки братьев Брюлловых пользовались большой популярностью как у русских, так и у иностранных путешественников. Для самих художников это была уникальная возможность расширить диапазон тем, в которых они работали, приобрести бесценный опыт в бытовом жанре, которого тогда они не могли ни получить, ни реализовать в России. Петр Басин, приехав в Италию, много и упорно рисовал античные оригиналы в музеях Неаполя и Рима, делал копии с произведений художников Возрождения, написал несколько картин на мифологические и исторические сюжеты, вполне традиционные для академической живописи тех лет. Однако „для себя“ он делал этюды с натуры, пронизанные светом и воздухом (“Двое итальянцев под деревом”).

Неожиданным открытием для художественной общественности России 1820-х годов стали акварели и картины Максима Воробьева (“Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме“) созданные им по впечатлениям от Палестины. В начале XIX века в России об этой стране известно было немного. Приехав в Святую землю, художник непосредственно соприкоснулся с местами и памятниками, тогда еще не знакомыми туристам. Через два десятилетия после Воробьева посещают Палестину братья Григорий и Никанор Чернецовы. Они оставили около шестисот акварелей и картин, связанных с этой поездкой, и альбом литографий с краткими описаниями.

В первой половине XIX столетия Павел Михайлов во время путешествия вокруг света с Фаддеем Беллинсгаузеном создал большое количество рисунков и акварелей (“Вид на Рио-де-Жанейро и Сан-Себастьян”, “Крузенштерн и П.Н. Михайлов на завтраке у Отаитского короля”).

Антон Легашов был назначен художником при российской миссии в Китае и, прослужив в этой должности десять лет, оставил немалое наследие, посвященное Китаю (“Портрет молодого китайца“, “Сцена из китайской жизни”). Его картины отсылались в виде подарков китайским вельможам и чиновникам. И в XIX, и в XX столетиях русские художники путешествуют по Индии, Гималаям, Тибету, Турции, Испании. Впечатления от этих поездок остались в работах Н. Рериха (“Тибет. Монастырь“), С. Чуйкова (“Утро в Джайпуре“), Н. Гагарина (“Восточная сцена. Турецкая почетная стража“), А. Головина (“Испанка в зеленом”). Живые наблюдения за обычаями, природой и людьми Индии оставил в своих изображениях и текстах художник-любитель и путешественник Александр Салтыков (“Из жизни Индии“).

Во второй половине XIX, как и XX веке многие памятники архитектуры, природные красоты, этнографические особенности народов уже были известны по многочисленным гравюрам, как иностранным, так и русским. Появился фотоаппарат, во многом заменивший художника-репортера. По-прежнему многие русские, в том числе художники, любили бывать в Италии. Все чаще в картинах и графических листах появлялись „непарадные“ улочки маленьких городков (А. Риццони “Дворик в Сорренто”). Мощь и монументальность башни Сан-Джиминиано „схвачены“ Петром Кончаловским („Сан Джиминиано“).

В 1920–1940-е годы русские художники редко покидали пределы СССР. После смерти Иосифа Сталина, когда так называемый железный занавес начал приподниматься, возобновились зарубежные поездки. Италия снова стала одним из любимых мест для путешественников. Советские художники, восхищаясь искусством этой страны, успевали запечатлеть ее каждый на свой лад. С. Герасимов создавал обобщенные образы городов („Утро в Венеции“, „Париж ночью“). Юрий Пименов отмечал частности, определяющие особую атмосферу жизни городов („Венеция. Одинокая продавщица цветов“). К. Коровин, восхищаясь Парижем, следовал импрессионистической манере (“Париж 14 июля”). Кузьма Петров-Водкин пишет в Париже импрессионистическое „Кафе“ и несколько портретов своей тогда еще невесты-француженки („Портрет жены художника“).

Экспозицию дополняют экспонаты из частных собраний, это - живописные работы современных художников: Е. Барского, В. Татаренко, А. Заславского, И. Баскакова, П. Татарникова и др.

Пресс-служба РМ e-mail:

www.museum.ru/N37000
Ваше мнение »»

»»Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"
Адрес:город Москва, ул. Дольская, д. 1
Проезд:Ст. м. "Царицыно", "Орехово", далее 10 мин. пешком; заезд на автомобиле с Новоцарицынского шоссе
Телефоны:(495) 322-6843, (499) 725-7248 (спр.)
сайт:tsaritsyno-museum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 03.11.2024  x    ?  


«Город пышный, город бедный…». По Петербургу с Пушкиным и Достоевским

Открылся виртуальный музей, посвященный жизни и творчеству Юрия Темирканова

Выставка "Императрица Мария Александровна. Империя. Династия. Семья. К 200-летию со дня рождения"

От классицизма до ар-деко: выставка "Архитектура и мода. В потоке времени" на ВДНХ

XLIII Международный музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Торжество природы

Выставка «Кнопка и модернизм» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

Зимние сезоны в Москве и Санкт-Петербурге. Выставка в музее-заповеднике «Коломенское»

К 145-летию со дня рождения Кузьмы Петрова-Водкина. Выставка из частных собраний Москвы и С.-Петербурга

Ночь искусств в Музейном объединении «Государственная Третьяковская галерея»

Выставка «Пресня Live. К 100-летию музея»

Источник красоты. Художественное стекло Лотарингии эпохи ар нуво

Акция "Ночь искусств" в Русском музее

"Его величество фарфор!". Выставка в Псковском музее-заповеднике

Выставка "Образы Африки. Коллекция Казанского университета" в Музее Востока

Ночь искусств «Ловцы снов» в Музее Сурикова

День народного единства в Музее А.В. Суворова

"Ночь искусств-2024" в Музее музыки

Выставка «Фотопоэзия души Донского края»

«Ночь искусств» в Иркутском музее декабристов

«Ночь искусств» в Мультимедиа Арт Музее, Москва

Музейно-педагогический практикум по программам, посвященным эпохе правления первых Романовых

Выставка «В неведомые земли» в Музее Сурикова

ВДНХ приглашает на «Ночь искусств»

Выставка Ольги Васильевой «Университет». К 300-летию СПБГУ

"Ночь искусств" в Тульском историко-архитектурном музее

Лаборатория "Арсенал практик" по развитию программ доступности в музеях

Выставка «Знакомая сущность» в Музее политической истории России

Гегам Погосян. "Первая выставка" (живопись, графика)

Ночь искусств в Константинове

Ночь искусств в музее-заповеднике "Архангельское"

Алиса Лю «О наивной хрупкости»

Выставка Музея Победы «Обыкновенный нацизм» в Республике Марий Эл

"Ночь искусств" в Сарапульском музее-заповеднике

Программа ВДНХ ко Дню народного единства

"Ночь искусств" 2024 в филиалах Псковского музея

Концерт XI Международного музыкального «Коган-фестиваля» В Угличском музее

День народного единства в Угличском музее

«Ночь искусств 2024» в Томском областном художественном музее

Музей-заповедник "Сталинградская битва" приглашает на "Ночь искусств"

«Ночь искусств» в Ржевском филиале Музея Победы

DISEGNO. Итальянские гравюры и рисунки Возрождения и маньеризма

Ночь искусств в Дарвиновском музее

Натюрморт. Пейзаж. Посвящение Анатолию Никольскому

Всероссийская акция "Ночь искусств" в музее-усадьбе С.В. Ковалевской в Полибино

«Ночь искусств» 2024 в Псковском музее

Акция «Ночь искусств» в Красногорском филиале Музея Победы

Россия объединяет. Ночь искусств 2024 в Угличском музее

Археологическая выставка "Торговая площадь: образы прошлого" в Угличском музее

«Ночь искусств» в Музее Победы

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889-1924»

Аннушка Броше. Пандора. Распаковка


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru