НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Иван Прокофьев. 1758-1828» в Русском музее.

26 февраля 2009Санкт-Петербург
И.П.Прокофьев. Портрет А.Ф.Лабзина. 1802
И.П.Прокофьев. Актеон, преследуемый собаками. 1784
Сегодня в залах Михайловского (Инженерного) замка Русского музея открывается выставка «Иван Прокофьев. 1758-1828», посвященная 250-летию со дня рождения мастера. На экспозиции будет представлено 13 скульптур и 64 рисунка из коллекции Русского музея и Государственного музея-заповедника «Петергоф».

В истории русской художественной культуры имя Ивана Прокофьева стоит в одном ряду с именами его знаменитых современников и собратьев по искусству — Ф. Шубина, М. Козловского, Ф. Щедрина, И. Мартоса.

Но на сегодняшний день его творчество сравнительно мало известно не только широкому кругу зрителей, но и искусствоведам. «При огромном таланте и трудолюбии, – писал современник, – Прокофьев часто оставался без работы, отстал и в благосостоянии, и в почестях от своих товарищей. К сожалению, причиною тому была благородная самонадеянность, которую заимствовал он в чужих краях, но от которой часто отечественные художники наши остаются без хлеба!». Иван Прокофьев 6-летним мальчиком поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, учился в скульптурном классе у Н.-Ф. Жилле и Ф. Г. Гордеева. Затем стажировался в Париже под руководством П. Жюльена. За присланную в Академию статую «Морфей» был удостоен по возвращении на родину (1784) звания «назначенного». В 1785 г. за группу «Актеон, преследуемый своими собаками» – звания академика. Обе работы представлены на выставке.

Преданность единственному кумиру – искусству, всепоглощающая жажда творчества и самобытность пластического дарования проявились в огромном количестве созданных Прокофьевым произведений, в скульптурных композициях и рисунках, которые нередко делались «для себя» или для таких просвещенных ценителей, как граф Александр Сергеевич Строганов. Именно в этом знаменитом собрании, в Строгановском дворце, находился экспонируемый на выставке шедевр Прокофьева – терракота «Соединение рек Волхова и Невы» (1801). Под руководством Строганова, президента Императорской Академии художеств, осуществлялось обновление скульптурного убранства Большого каскада в Петергофе, где Прокофьеву была поручена венчающая ансамбль группа «Тритонов», статуи «Акид» и «Волхов». Для Казанского собора, возведенного «строгановским» архитектором А. Н. Воронихиным, скульптор выполнил ряд эскизов и колоссальный горельеф «Воздвижение медного змия Моисеем в пустыне» на аттике западного проезда колоннады. К числу дошедших до нас монументально-декоративных работ Прокофьева принадлежит также скульптурная композиция на бывшем доме И. И. Бецкого (Миллионная, д. 1) и аллегорические рельефы в интерьерах Академии художеств. Большая часть последних украшает верхний и нижний вестибюли и была создана в начале творческого пути (середина 1780-х), в то время как композиция «Воспитание» на чугунной лестнице Академии относится уже 1819 г.

Станковые работы Прокофьева сохранились в небольшом количестве. Например, из 50 портретов, указанных в опубликованном в 1828 году списке его произведений, сохранились только представленные на выставке парные бюсты А. Ф. и А. Е. Лабзиных (1802). Почти 70 вещей были исполнены скульптором в любимом материале – обожженной глине, однако сейчас известно только 10 терракот Прокофьева. На выставке экспонируются семь их них, и каждая, будучи по-своему неповторимой, показывает разные грани таланта скульптора. Государственный музей-заповедник «Петергоф» предоставил на выставку два недавно приобретенных подписных и датированных эскиза (1798). Еще одна терракота, некогда принадлежавшая графу А. С. Строганову, хранится в Музее Института Карнеги в Питтсбурге (США).

Графика скульптора уникальна прежде всего своей полнотой. Сохранилось более 370 его рисунков, что не имеет аналогов у современных Прокофьеву мастеров, причем не только скульпторов, но и живописцев. Это подлинный творческий дневник, основу которого составляют материалы для будущих композиций, зарисовки собственных работ, многие из которых утрачены. Необычайно разнообразна и стилистика графики Прокофьева, а некоторые рисунки по приемам исполнения удивительно близки свободному от канонов ХХ веку.

Еще при жизни Прокофьева его рисунки были оформлены в своеобразный коллекционный «альбом»: наклеены на листы голубоватой бумаги, обведены рамками, надписаны и помещены в особую коробку. Надписи, сделанные со слов скульптора его сыном Александром, как правило, сообщают название работы, время исполнения, размеры, материал, иногда имя заказчика (при экспонировании эти надписи пришлось скрыть по соображениям сохранности под паспарту, но их тексты приводятся в каталоге выставки). Интересно, что наряду с собственными работами Прокофьева также были сохранены и принадлежавшие ему рисунки других мастеров, в частности, Ивана Ерменева, Григория Угрюмова, несколько графических листов известных и неизвестных европейских художников XVII–XVIII веков, которые представлены в последнем зале выставки.

Искусство Прокофьева, как и творчество его выдающихся современников, принадлежит «золотому веку» русской скульптуры. Более сорока лет занимаясь преподаванием в Академии Художеств, он воспитал многих талантливых мастеров. Именно благодаря Прокофьеву началось профессиональное становление знаменитого медальера, скульптора и рисовальщика Федора Петровича Толстого (1783–1873), выставка произведений которого откроется 19 марта в Строгановском дворце.

Главные информационные партнеры Русского музея: Издательский Дом Родионова, «Газпром-медиа»

Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России»

Пресс-служба ГРМ e-mail: ,

www.museum.ru/N35856
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.04.2025  x    ?  


Фотовыставка "Освобождение Европы Красной Армией. 1944-1945 гг." в Музее артиллерии

Выставочный проект "Подвиг музея" в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Выставка «Земное/Планетарное» в Арсенале, Нижний Новгород

Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE в Третьяковской галерее

Выставка «Маршруты Победы» в выставочных залах РОСИЗО

1418 дней. К 80-летию Великой Победы

Выставка «Встреча на Эльбе» в Музее Победы

Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы

Выставка «Победители. Солдаты и маршалы Победы» в Музее современной истории России

От Арбата до Рейхстага: театр и художник в годы войны

Выставка "1775. Триумф Екатерины II. Московский год императрицы" в Царицыне

Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии

Выставка Галины Русак "Дети, духи, животные под светом солнца и луны" в Театральном музее

"Евгений Прохоренко. Послойно". Новая выставка в галерее Artstory

Выставка «Художник и время» в Муромском музее

Игорь Радоман. Живопись классической гармонии

Выставка «Во всем есть мера и расчет» в Бородинской панораме

Зов о Культуре. К 90-летию Пакта Рериха

Выставка «Ожерелье экватора» в Томском художественном музее

Вечер к 130-летию со дня рождения Всеволода Рождественского в Музее-квартире Михаила Зощенко

Выставка "Фронтовой рисунок" в Ростовском музее изобразительных искусств

Галина Макашина. К 95-летию со дня рождения

Выставка "Даме на заметку" в музее "Мир забытых вещей", Вологда

Картины с историями

Выставочный проект "Дворянское гнездо. Иннокентию Смоктуновскому посвящается" в Музее кино

Выставка «Икона – образ самобытного русского искусства» в Ростове-на-Дону

Цветы Джонджоли. Dirty Dinos

Выставка «Легенды русского ситца» в Петропавловской крепости

Презентация альбома "По залам музея коневодства" и открытие новой экспозиции

Выставка «Заводы. Люди. Время» в Музейно-выставочном центре "Петербургский художник"

«Шла собака через мост, четыре лапы, пятый – хвост»

Выставка Натальи Климовой «О! Женщина. Весь мир играет для тебя»

Сибирь. Искусство XX–XXI веков в собрании Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Выставка «Книга и ксилография» Михаила Верхоланцева в библиотеке Российской академии художеств

Карагёз: выйти из тени


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru