Cпециальный арт-проект в рамках междисциплинарной конференции «Научная и культурная мифология Тунгусского метеорита»
«Кошляков известен как певец советских руин, имперской меланхолии и создатель архитектурных фантазий на картоне». Он единственный на рубеже веков олицетворял среди актуальных художников классицизирующую, с намеком на высокое искусство тенденцию. И руина греческого храма или здания универсального имперского стиля нечетко виднеются на картоне как такой же продукт, почти мусор, оставленный цивилизацией, только возведенный в ранг мифа. Валерий Кошляков принадлежит к числу художников, называемых "южнорусской волной", накрывшей Москву в конце 1980-х – начале 1990-х. Он приехал завоевывать столицу в 1989 году, вместе с друзьями, группой молодых художников из Ростова-на-Дону, организовавших Товарищество «Искусство или смерть». Художник выбрал предметом своего искусства наиболее дискредитированную в истории искусства ХХ века категорию и взял на себя смелость реабилитировать красоту, освободив ее из застенков китча. Картины и инсталяции художника повествуют о тенях великих цивилизаций». (Саша Обухова, арт-критик). «Кошляков изначально интересовался пространством. Архитектура, пейзажи, монументальная скульптура доминируют среди его сюжетов. Материалы, которые он использует, - огромные куски картона, пенопласт, ленты скотча, спреевые баллончики - ощутимо присутствуют уже сами по себе и, одновременно, формируют резкий контраст с живописной иллюстрацией. Эта оппозиция становится еще более живой, когда художник простирает свою деятельность до городской периферии, преображая брандмауэры и стены домов в «видения» музейных залов и величественных пейзажей». (Igor Zabel, куратор). «Новая версия проекта «Саркофаг» - своеобразный эпиграф-пропилеи к поиску пост-катастрофической идентичности России. Развивая излюбленный жанр «руинески» в пространстве бывшего 13-го музея Ленина в Красноярске, художник развертывает и деконструирует пафосный «египетско-гранитный» атриум в картины отечественного ландшафта, когда-то сформировавшего всех нас. Архетип ленинского мавзолея обволакивается бескрайней материей вечного российского мечтательного сна. Свободно структурированный архив советских архетипов, расставленных в чистом поле расчерченной на клеточки (как в школьной тетради) пятисотметровой платформы, обнажает вечную проблему неоформленности российского ментального пространства. В сюжетную игру включается как существующая бронзовая скульптурная группа большевиков, так и окружающий ландшафт за окнами. Основной материал – живопись на холстах, гофрокартон и деревянные рейки, покрытые краской, а также предметы советской меблировки». (Сергей Ковалевский, куратор)
О междисциплинарной конференции Научная и культурная мифология Тунгусского метеорита. Фонд Михаила Прохорова и Сибирский Федеральный университет при участии Красноярского музейного центра проводят междисциплинарную конференцию «Научная и культурная мифология Тунгусского метеорита», посвященную столетнему юбилею природного катаклизма. Явление, названное Тунгусским метеоритом, стало одним из мифов ХХ века. Эта мифология отразила типичный для своего времени пафос покорения природы, овладения ее тайнами, расширения горизонтов познания и, в то же время, оказалась тесно связанной с присущими ХХ веку ощущениями катастрофичности происходящего, мистической непознаваемости бытия. Конференция посвящена осмыслению этих процессов с помощью современных исследовательских и художественных практик и включает в себя обширную выставку современного искусства «Тунгусское вещество». Время проведения конференции: 28-29 июня 2008 г.
Красноярский музейный центр, площадь Мира,1