Третьяковская галерея продолжает цикл выставок, посвященный графическим техникам. Некоторое время назад прошла выставка "Искусство пастели", а сейчас открыта "Магия акварели". К осени готовится выставка рисунков пером. К завершению цикла по графическим техникам будет выпущено специальное издание.
Есть ли у акварели тайна? Акварельными красками писал каждый, это традиционный материал для творчества. С техникой акварели все знакомы, разводишь акварель водой и пишешь. Больше воды и меньше акварели - получаются прозрачные мазки, меньше воды и больше цвета - усиливается плотность письма. Несмотря на то, что в юности писал акварелью каждый, мастеров-акварелистов не так много. Лучших из них представляет Третьяковская галерея.
Открывают выставку работы XVIII века, в это время акварель только появилась в России. Изначально акварельная техника развивалась в Англии, но и среди русских художников она быстро получила признание.
Во втором зале представлены семейные портреты XIX века. Эти портреты служили оформлением домашней обстановки, они были небольшого размера, по необходимости их брали с собой в путешествие на память в случае долгой разлуки. Техника акварели довольно демократичная, краски и бумага доступны каждому. В XIX веке многие любители, прилагая старание и желание, создавали работы с домашними сценками достойного уровня. Но все же акварель не замкнулась в формате домашнего альбома. В технике акварели работали такие знаменитые мастера, как К.П. Брюллов, П.Ф. Соколов, А.А. Иванов.
Так у Брюллова есть не только знаменитая "Всадница" написанная маслом, но и "Всадники. Евгений Иванович Мюссар и Эмилия Мюссар" (1849) выполненные акварелью. Художник с особым увлечением работал акварелью, на выставке представлено большое число его работ. Брюллова интересовали не только сценки из итальянской жизни, обратим внимание зрителей на работу "Прогулка Людовика XV в детстве" (1850), так художник проиллюстрировал историческую хронику А. Дюма "Людовик XV и его век".
Работы А.А. Иванова недавно выставлялись в этих же залах. В данном случае работы из библейского цикла показывают поиски света и цвета художником. Подробности, детали, фактуры в акварелях Иванова отсутствуют.
Порою на выставке встречаются работы выполненные гуашью или сепией, то есть не отвечающие теме экспозиции. Но кураторы посчитали, что невозможно представить развитие акварели без гуашево-акварельных произведений Ф.П. Толстого, например, "Ветка сирени и канарейка" (1819).
Вторая половина XIX века - время развития передвижников, на первый план выходят социальные темы. Но в акварельных работах многие из них обращались к портретам членов семьи, домашним сценкам, к сюжетам без гражданского пафоса. Так В.Г. Перов пишет "Балаган в Париже. Парижское гуляние" (1863), И.Н. Крамской видит поэтические сюжеты среди родной природы "Девочка с бельем" (1874), А.А. Киселев прописывает все детали деревенского захолустья в "Сельском пейзаже" (1894).
Далее представлены акварели В.И. Сурикова, В.А. Серова, И.И. Левитана. Рубеж XIX и ХХ веков отличался значительным интересом к графическим техникам, и к акварели в частности. Столетие назад акварель была тщательно прописанным домашним или студийным листом, то теперь акварель выходит за пределы мастерской художника. Небольшая коробочка с красками с художником повсюду. В.И. Суриков берет акварель в Сивилью на "Бой быков" (1910), В.А. Серов пишет на улице Торнабуони во Флоренции (1904). В акварель в XX века приходит стремительность, неоконченность. Всех удивит работа К.Ф. Юона "Ночь. Тверской бульвар" (1909).
Но акварель только временно покидает мастерскую. Возвратясь обратно в студию, акварель уже имеет смелость создавать не альбомные зарисовки, а масштабные серьезные работы. Большими акварельными циклами работает А.М. Васнецов, воссоздавая виды старой Москвы - "Книжные лавки на Спасском мосту" (1902). В.Э. Борисов-Мусатов писал отдельные акварельные произведения, которые не были эскизами к станковой живописи. Завершают выставку работы М.А. Врубеля. У акварели два достоинства - свет и цвет, вместе они блистают разными гранями. В иллюстрациях к "Демону" М.Ю. Лермонтова Врубель отказывается от многообразия цвета, он оставляет один цвет - черный. Акварель в одном цвете у мастера сверкает тысячью искрами света и чернится в тенях.
Кажется мне, что по составу участников "Магия акварели" близка к "Искусству пастели", и на перовом рисунке также будут знаменитые имена. Может дело не в технике, а мастерстве? (Н. Трегуб)