В Русском музее открылась выставка "Хозяйка Михайловского дворца. Великая княгиня Елена Павловна". Вопреки обыкновению экспозиция скорее исторического, нежели художественного характера. Приурочена она к грядущему в наступающем году 110-летию музея. Рассказывает новая выставка о женщине, которая еще до открытия в 1898 году в Михайловском дворце (ныне здесь находиться штаб-квартира Русского музея) музея, сделала его центром культурной жизни Петербурга.
Здесь в двух залах собраны предметы связанные, по словам куратора экспозиции Елены Яковлевны Кальницой, с "одной из самых интересных женских биографий XIX века". Великая княгиня была сложным человеком. И, вероятно, сочетание немецкого происхождения, французского воспитания, помноженные на годы жизни при российском дворе и неудавшийся брак, природные черты лишь усугубили. Но нельзя отрицать, что именно она стоит у истоков петербургской Консерватории. Благодаря ее заботам знаменитое "Явление мессии" Александра Иванова находится сегодня в России. Поддерживая (в том числе материально) ряд живописцев своей эпохи, она способствовала и появлению иных шедевров, украшающих ныне отечественные музеи.
На выставке в изобилии представлены портреты Елены Павловны. Одним из лучших является полотно неизвестного мастера, предоставленное для экспозиции Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства. Демонстрируются изображения Великой княгини в окружении портретов представителей интеллектуальной и творческой элиты, посещавших ее салон. В их числе, например, были Василий Андреевич Жуковский, Петр Андреевич Вяземский, Иван Константинович Айвазовский, Василий Яковлевич Струве известный русский астроном, ставший первым директором Пулковской обсерватории…
Экспонирующиеся документы раскрывают факты ее биографии. В их числе альбом Великой княгини, в котором исследователи обнаружили беловой автограф стихотворения "Полководец", начертанный рукой автора - Александра Сергеевича Пушкина.
Туалетный столик, чье зеркало помнит черты Елены Павловны. Других мемориальных вещей, принадлежавших Великой княгине организаторам экспозиции найти, пока не удалось. По неизвестной причине ни одного туалета, даже веера из гардероба не сохранилось.
Особого внимания заслуживает впервые демонстрирующаяся в стенах Михайловского дворца коллекция минералов. Собственноручно собранная героиней выставки в Италии, преимущественно в Неаполе, и переданная позднее в распоряжение Музея Горного института. В свою очередь, экспонирование данного собрание стало поводом для показа редко появляющихся в залах музея работ художника-пейзажиста Сильвестра Щедрина, которые заинтересуют ценителей русской живописи.
Организаторы выставки не навязывают своего представления о личности Елены Павловны зрителям. Однако надеются, что те поделятся с ними своим видением этого исторического персонажа. Одной из целей новой экспозиции, помимо желания рассказать об истории дворца и его хозяйки, было стремление заинтересовать публику и специалистов судьбой принцессы из Вюртемберга. Ведь история жизни этой неординарной женщины еще не написана.
(с) Музеи России