Путешествие в позапрошлый век предлагает своим завсегдатаям Курганский областной художественный музей.
Проект "Золотая карта" России уже несколько лет собирает в залах Третьяковки и других музеев столицы тысячи зрителей, открывающих для себя сокровища российского и мирового искусства из фондов провинциальных музеев. Ведь в этих провинциальных собраниях хранятся настоящие шедевры, собранные и приобретенные музейщиками из частных коллекций, из разрушенных в годы гражданской войны храмов, из собраний различных фондов - таких, например, как "Росизопропаганда", привезенные из научных исследовательских экспедиций и походов по мастерским художников.
Настоящие открытия делают для себя не только простые посетители музеев, но и научные сотрудники больших музеев и галерей, ибо, прежде никогда не публиковавшиеся, знакомые лишь теоретически, а не визуально, работы интереснейших современных авторов и художников прошлых столетий, действительно составляют гордость отечественного искусства и представляют нам всем настоящую "Золотую карту России". Эти шедевры рассказывают нам языком и внятным, и ярким, и неповторимым, историю жизни нашего государства через судьбы знаменитых и простых людей.
Зауральцы уже имели счастье увидеть копию рембрандтовской "Данаи" из Омска; "Прощание" Айвазовского из Челябинской картинной галереи. Картина Эмилии Шанкс "Наем гувернантки" , представленная нынче в Курганском художественном музее, совсем недавно вернулась из Москвы, из Третьяковской галереи, где Тюменский музей изобразительных искусств демонстрировал свои сокровища.
Эмилия Шанкс, ученица Владимира Маковского, Иллариона Прянишникова и Василия Поленова, представляет настоящую русскую реалистическую школу конца 19-го века. Жанровая живопись, наиболее интересная для посетителей, привлекает возможностью реального путешествия в действительную жизнь людей девятнадцатого столетия, чьи проблемы и чувства так близки нам. И это создает эффект удивительного совпадения прошлого и настоящего.
Психологически интригующий момент встречи педагога с будущими воспитанниками, характеристики всех участников этой волнующей сцены, художественно и ярко воссозданный живописный интерьер - все вызывает живое любопытство зрителей. Посетители вернисажа, состоявшегося 1 сентября, высказали несколько совершенно различных версий о развитии сюжета картины - и каждое предположение имело свои основания, обнаруженные внимательной публикой как в самой работе, так и в сопутствующих выставке экспонатах. Репродукции из альбомов современного Эмилии Шанкс искусства, как российского - петербургского, московского, так и зарубежного, помогают восстановить "художественный ландшафт" конца 19-го века. А детали интерьера стиля модерн воссоздают атмосферу дома, в котором могла бы происходить подобная сцена не только в Москве 1890-х годов, но и в Кургане, в то же самое время.
Что касается темы, то понятие "гувернер" сегодня, спустя более ста лет, снова стало актуальным. Ведь так важно, чтобы обучение наукам совпадало с изучением этикета, изящных манер и правил хорошего тона. Искусство русского реализма тоже переживает сегодня новую волну повышенного интереса публики. После бурного увлечения авангардом, прежде недоступным модернизмом и андеграундом многие и многие зрители заново, с других позиций, обратились к творчеству реалистическому, увлекательному не только с точки зрения формы или глобальных космических вопросов, но и проблем каждой неповторимой, отдельно взятой личности. То есть жанровой живописи: реальные люди в реальной ситуации...