Петербург часто (и вполне заслуженно) называют городом музеев. Не может не радовать, что к числу старых - известных и не очень - музеев присоединяются новые. К категории молодых музеев относится и Елагиноостровский дворец-музей декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XXI веков, которому в сентябре 2007 года исполнится 20 лет. История музея только начинается. История Елагинского острова и одноименного дворцово-паркового ансамбля продолжается. Так заглянем за границы XXI века, в эпоху его рождения.
Финны звали этот остров Мистула-саари - Черный остров. В первые годы жизни Петербурга он был известен как Мишин или Мишкин остров. Согласно легенде в честь встречи отряда преображенцев с представителем местной фауны. Впоследствии остров неоднократно менял название пока в конце XVIII столетия не стал именоваться Елагиным.
Елагин дворец, как и сам остров, на котором он возведен, названы в честь Ивана Перфильеича Елагина. Обер-гофмейстера двора Екатерины II, государственного деятеля, историка, литератора, масона и мецената в1777 году получившего остров, в то время носивший имя предыдущего владельца Алексея Мельгунова, во владение. Сменив хозяина, остров по традиции сменил имя.
Проект первого Елагинского дворца, по всей видимости, был разработан Джакомо Кваренги, первым из придворных архитекторов Екатерины Великой. Но в 1818 году по распоряжению императора Александра уже не молодой, но еще малоизвестный архитектор Карл Росси начинает перестраивать дворец Елагина для матери царя, вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
Так родился известный нам дворец. Открывающий ту грань таланта зодчего, о которой забывают, говоря о его грандиозных городских ансамблях. Под влиянием романтического пейзажа и, вероятно, исходя из личности будущего владельца, Росси создал изящную и очаровательную, как табакерка XVIII века, постройку.
Елагинский дворец стал первым крупным проектом архитектора. И, хотя, некоторые специалисты склоны считать его одновременно наиболее несовершенным творением прославленного зодчего, заказчик остался доволен. На Росси один за другим посыпались крупные государственные заказы. Выполняя которые, архитектор создал уникальные городские ансамбли, вошедшие в архитектурные справочники всего мира.
На Елагинском острове Росси делал все. Не только составлял проекты главного здания, служб и парковых затей. Он курировал разбивку парка садовником Джозефом Бушем. Сочинил проекты мебели и интерьеров, в воплощении которых ему помогали лучшие мастера того времени.
Итак, дворец Ивана Елагина не сохранился. Но сохранились немногочисленные легенды и мифы его окружающие. Одной из центральных фигур мифологии Елагиноостровского дворца стал граф Калиостро. Творивший часть своих таинственных опытов то ли в подвалах самого дворца, то ли одного из парковых павильонов (по самой распространенной версии лаборатория мага была в Павильоне под флагом). Поскольку ни одного подвального помещения, при реконструкции дворцового комплекса, Росси не тронул, стены видевшие чародейства известного авантюриста стоят до сих пор. Пользуясь этим, людская молва "поселила" призрак великого магистра во дворец Росси без особых на то оснований. Вообще дом Елагина, бывшего одним из основоположников русского масонства, подобные истории притягивал. Дворец же Росси притягивал и притягивает лишь восхищенные взгляды ценителей прекрасного.
Если дом Елагина оставил заметный след в петербургском фольклоре, то Елагинский дворец Росси определил облик Северной Венеции. Наравне с белыми ночами и разводными мостами творения зодчего стали символами города. Однако если бы не этот заказ всего остального могло бы и не быть. Елагиноостровский ансамбль стал тем шансом, которого так долго ждал архитектор, чтобы явить свой талант миру.
(с) Музеи России