В Школе акварели С. Андрияки открылась выставка из Самарского областного художественного музея. Это 10-я выставка музейной графики в выставочных залах школы.
Самарский музей ведет активную жизнь. Школа акварели обращалась некоторое время назад в Самарский музей с предложением устроить выставку. Но у музея было много своих мероприятий, в том числе международных, и выставка в Москве отложилась. Потом уже сам музей обратился в школу с просьбой принять выставку. Самарскому областному художественному музею исполняется 110 лет. Эту дату музей хотел бы отметить не только в своем городе, но и более широко познакомить любителей искусства со своими коллекциями.
Главный хранитель музея Маргарита Владимировна Кожевникова сказала: "Произведения Самарского художественного музея уже 3 раза приезжали на выставки в Москву. Некоторые произведения москвичи уже видели, но есть и работы, которые представлены впервые, например, акварель К.А. Сомова".
Когда выставку было решено провести, то оказалось что самарские произведения в Москве знают мало. Для подбора работ пришлось ехать в Самару. Владимир Погодин приехал в Самару и увидел прекрасные коллекции живописи, оружия, восточного искусства. В. Погодин сказал: "Когда открыли папки и показали произведения графики, то у меня волосы встали дыбом. Вещь за вещью - это шедевры. Когда мы получили вещи и оформили их, то получилась замечательная выставка. Многие художники, которые представлены здесь - самарцы".
Погодин рассказал историю о работе Н.Н. Бунина (родственник знаменитого поэта) "Кавалерийское учение" (1882-1890-е гг.) Бунин был уникальным художником, который совмещал военную службу в лейб-гвардии Егерского полка и творчество. Службу он вел вместе с обучением в Академии художеств. Многие произведения художника посвящены военным темам. Произведения Бунина приобретались императорской семьей. Художник исполнил несколько мозаичных икон для Храма Христа Спасителя, оформил вагон-столовую императорского поезда Николая II. По эскизам Бунина работал Фаберже. И все же известность художника не была широкой, критики не обращали внимание на творчество Бунина. Его творчество развивается в русле традиционной живописи, в то время как художественную критику привлекает оригинальность. Так как военные обязанности занимали много времени, то художнику легче работать быстрой акварелью, чем фундаментальным маслом. Скромное признание при жизни, почти полное забвение после смерти. Сейчас публика заново знакомится с творчеством Н.Н. Бунина.
В. Погодин рассказал, что у него сохранились дореволюционные пластинки. Сейчас они издают только шипение, а раньше ему нравилась пластинка двух колунов Бима и Бома. На выставке есть работа Н.Н. Попова "Бим-Бом" (1920), которая изображает этих знаменитых артистов. Про этих клоунов ходили истории, одну из них рассказала Погодину двоюродная бабка. На выступлении в цирке они вынесли красного петуха. Бим говорит:
- Посмотри, какой хороший петух!
- Да что в нем хорошего? Обычный петух.
- Вот петух как встанет на дыбенко, расправит крыленко и всех наколонтает.
В репризе были использованы фамилии политических лидеров Петрограда послереволюционного времени. Понятно, что последствия петушиного номера были далеки от цирковой веселости.
Руководитель Школы акварели С.Н. Андрияка сказал, что и в дальнейшем школа готова предоставить музею для показа свои залы. Школа хотела бы выставить и живопись, и восточную коллекцию.
Выступление С.Н. Андрияки было кратким, но в нем можно увидеть изменение выставочной направленности школы. Несколько лет школа привозит в Москву графику, прошло уже 10 выставок. Если одно время существовала острая необходимость такого рода выставок. То теперь уже любители графики обрели определенный запас зрительских восприятий. Выставки школы имеют образовательное значение для учащихся школы. Творческая личность должна быть разносторонней и разнообразие в тематике выставок, конечно, пойдет на пользу учащимся и любителям искусства. А прошлые 10 выставок укрепили отношение между музеями и школой. Многие из них готовы продолжить выставочную работу.
По традиции к выставке подготовлен каталог (Н.Трегуб)