Музеи Московского Кремля открыли выставку "Сокровища запретного города. Коллекции китайских императоров". Китайские вещи окружают нас в повседневности, создавая иллюзию, что Китай знакомая страна. Представление кого-то о Китае ограничивается сказкой Г.-Х. Андерсена "Соловей", где сказано, что все жители Китая - китайцы и даже сам император китаец.
Китай - многонациональная страна, культура разных народов: китайцев, монголов, тибетцев, маньчжуров переплеталась и влияла друг на друга. Но Е.Ю. Гагарина, директор Музеев Московского Кремля, сказала, что выставка не носит этнографического характера и рассказывает не обо всей культуре Китая, а только традициях императорской семьи.
Многие вещи, представленные на выставке, относятся к периоду правления династии Цин (1644-1911). Основа императорской династии - император, он управляет не только гражданскими вопросами, но и является военачальником армии своей страны. Торжественный императорский костюм - чаофу, цвет императора - желтый. Парадные доспехи украшены пятикоготными драконами. До того как Ост-Индская компания массовым способом стала вывозить китайские товары в Европу, до того как в Китае прошли опиумные войны, пятикоготный дракон украшал только вещи императора, наследника, иногда предметы императриц и наложниц. Тогда вещи императора изготовлялись в императорских мастерских. Увеличение товарного потока привело к рождению многих частных мастерских, контролировать которых было довольно сложно. Да и изображение пятикоготного дракона поднимало престиж и статус предметов, делая их как бы императорскими, что очень ценили в Европе. Кроме доспехов еще представлен головной убор императора, сапоги, меч "торжество добродетели", конская упряжь.
Выставка гармонично оформлена. Современные дизайнеры часто используют такой примем: фоном для предметов служат напечатанные современные баннеры с характерными видами времени выставки - с гравюр, картин. На выставке из Китая изобразительную часть представляют подлинные свитки, изображающие жизнь императорской семьи. В витринах выставлены предметы близкие по типу к изображенным, получается своеобразная историческая реконструкция. Забавно, что в Китае роспись свитка считается живописью, а в Европейской традиции все, что выполнено на бумаге считается графикой.
На выставке представлен императорский трон, где вырезано 9 драконов, трон деревянный и позолоченный, 9 - счастливое число в Китае. В залах показано несколько золотых вещей и предметов с драгоценными камнями. Но, в целом, выставка не изобилует золотом и бриллиантами. Конечно, китайский императорский дворец-город был роскошен, но это роскошь иная, не тождественная ювелирному изобилию. Гордость Китая - лаки, фарфор, резьба по камню, эмали, бронза. Представленные произведения разнообразны по технике. Что было драгоценным для императора? Кисти, тушь, бумага, баночка для кистей. Была ли драгоценная чернильница у российского императорского двора? Так сразу не вспомнишь.
Женские предметы украшены цветочными мотивами, часто пионами. Одежда представлена халатами. На выставке можно посмотреть экзотические туфли на высокой платформе. Китайские женщины не носили головных уборов, они укладывали волосы в высокую прическу, которую закалывали шпильками и замысловатыми украшениями. Маньчжурские женщины носили шапочки, украшенные драгоценными камнями, цепочками. Свитки с шелком с ярким цветочным рисунком будто ждут, что императорские модницы за них возьмутся снова.
Конечно, на выставке есть китайский фарфор. Фарфор и трапеза неотделимы. Китайский фарфор за пределами Поднебесной часто исполнял декоративную функцию, в Китае фарфор использовали по назначению - из него ели и пили. Вставали в императорской семье рано, в 6 утра, тогда была и первая трапеза. Потом обед, а вечером только легкие закуски. Обычно император обедал один, императрица и императорские драгоценные дамы ели в своих павильонах. Императрица могла быть только одна, а наложниц официальных около 12 и далее на усмотрение императора.
Запретный город из императорского дворца стал музеем, который демонстрирует не только свое собрание, но и культуру других стран на временных выставках. В прошлом году в Пекине была выставка из Музеев Московского Кремля. Так как объем китайских помещений больше, то российская выставка в Китае была значительнее, чем сегодняшняя выставка в Кремле. Музей Гугун периодически выставляет свои коллекции на зарубежных выставках. Но, к сожалению, в настоящее время большая часть собрания музея находится в Тайване. Проблема с перемещенными ценностями касается не только России и Германии, но и существует и в других странах (Н. Трегуб)
Выставка китайского фарфора в Третьяковской галерее http://www.museum.ru/N30642