С 27 марта в Государственном центральном театральном музее откроется выставка "Маскарад" Мейерхольда - Головина". Выставка приурочена к 90-летию премьеры одного из величайших спектаклей ХХ века. Головин считал "Маскарад" наиболее трудной и лучше всего удавшейся своей работой в театре. "Маскарад" стал вершиной того периода творчества Мейерхольда, который принято называть Александринским. Он довел до необходимого совершенства театральные принципы, которые пытался утвердить на протяжении нескольких лет в своих предыдущих работах.
Спектакль "Маскарад" - уникален во всем. Его создатели работали над ним долгие шесть лет. Головин выполнил 4000 рисунков (эскизы костюмов, гримов, предметов мебели и бутафории). Ни один предмет не был взят из подбора, даже игральные карты, бумажники и фарфоровые безделушки в комнате баронессы были изготовлены в бутафорских мастерских по рисункам Головина. "Маскарад", был спектаклем идеально отшлифованной формы. Гармоническое творение, все составляющие которого - живопись, музыка, игра артистов, мизансценический рисунок, ритм и темп были прочно связаны режиссерской партитурой в единое целое.
Современники называли "Маскарад", "последним спектаклем Царской России", а также "Закатом империи". Дело в том, что премьера самого дорогого спектакля Александринского театра (его "бюджет" составил 300 тысяч золотом) состоялась в дни Февральской революции - 25 февраля 1917 года. На улицах была слышна стрельба и воздвигались баррикады, но все билеты на премьеру были распроданы, и у подъезда театра стояли черные ряды машин: и вся петербургская знать собралась на долгожданную премьеру.
Казалось бы, спектакль, выполненный с имперским размахом, не должен был прижиться в новой России, однако сценическому шедевру Мейерхольда и Головина предстояла долгая жизнь, ведь он просуществовал на сцене в течение четверти века. Его последнее представление, как и премьера, состоялось в дни грозных исторических событий - 1 июля 1941 года. В начале блокады Ленинграда декорации погибли под бомбежками.
От великого спектакля осталось не так много. Бахрушинский музей обладает ценнейшей коллекцией эскизов Головина (около 600) благодаря упорству А.А. Бахрушина, сохранившего им жизнь. В 1917 году Бахрушин купил у антиквара В.И. Чекатто серию эскизов Головина, однако только в 1920 году он добился от советского правительства того, чтобы эта коллекция была выкуплена для музея.
Погрузиться в атмосферу великого создания Мейерхольда и Головина, услышать музыку Глазунова и увидеть эскизы декораций, костюмов, бутафории, фотографии, сохранившийся билет на генеральную репетицию спектакля "Маскарад" можно будет с 27 марта в основном здании Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина.