Историческое здание Радищевского музея:
Саратов ХХI века изменяется с каждым днем. В современном городе с модными магазинами, с яркими, обновленными фасадами все сложнее узнать купеческий, обильный пристанями город рубежа ХIХ – ХХ веков, по улицам которого ходили Алексей Петрович Боголюбов, Василий Васильевич Коновалов, Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Ветшают и рушатся здания, связывавшие прошлое Саратова с его настоящим. Но иногда сквозь флер ароматов из модных магазинов проглядывает неожиданно забытая, модернистская атмосфера волжского града на границе позапрошлого и прошлого веков.
Каким же был город, сыгравший столь противоречивую роль в творчестве всемирно известного художника? Провинция, захолустье с режущими глаз «контрастами между ассенизационными проблемами и «парижскими» увеселениями» и, одновременно, волжский город с необычайным летом и загадочной осенью.
Мусатовский дом и флигель:
Саратовские маршруты Виктора Борисова-Мусатова условно можно разделить на две части: места, которые художник посещал еще юношей, и улицы, по которым прогуливался уже устоявшийся художник. Отчасти эти маршруты пересекаются в точках, одинаково милых сердцу художника и в детстве, и в зрелости, среди которых Радищевский музей и центральные саратовские улицы.
Конечно, сердцем и отправной точкой любого путешествия по мусатовским местам, в этом случае маршрутов детства, станет сам мусатовский дом и флигель на Плац-Параде, 13, а ныне – на Вольской, 33. Обитель художника не мыслится без сада, жестоко сжатого временем и сменой эпох, но сохранившегося и поныне. Жизнь художника в родительском доме, так и оставшемся единственным Домом в его судьбе, - это стержневой момент в нашем движении по улочкам Мусатова.
Дом А.А.Шахматова:
Прологом путешествия станет дом А.А.Шахматова, расположенный на Рабочей, 23 (бывшая ул. Аничковская). Здание было построено, вероятно, во второй четверти XIX века. В 50-60 годы в нем жил саратовский отставной генерал Алексей Александрович Шахматов. После смерти помещика дом перешел в наследство его дочери Наталье Алексеевне Трироговой и ее мужу В.Г. Трирогову. Именно здесь встретились Эльпидифор Мусатов, крепостной, камердинер Шахматова и Евдокия Гавриловна, Дуняша Коноплева, камеристка Марии Федоровны Шахматовой. В том же доме они проживут первые годы семейной жизни, здесь появится на свет их сын Виктор.
Позднее в особняке разместилась саратовская уездная Земская управа. В 1910 году она надстроила третий этаж и сделала внешнюю отделку дома. А в первые годы советской власти здесь размещалось много сменявших друг друга учреждений. С 1983 года здание занимает театральный факультет Саратовской консерватории.
Дом Шомбурга:
«Следующая остановка» - Мичурина, 91 (ул. Малая Сергиевская, дом Шомбурга). В этих зданиях с 1883 по 1887 гг. размещалась воскресная школа художника И.Ф.Ананьева, выпускника Петербургской Академии художеств. Эта школа была первым в Саратове специальным учебным заведением, которое ставило своей задачей обучение изобразительному искусству, подготовку к поступлению в Академию. В школе И.Ф.Ананьева учились Виктор Борисов-Мусатов, Федор Корнеев.
И.Ф.Ананьев обосновался в Саратове, после окончания Петербургской Академии художеств, имел звание "свободного художника", держал мастерскую, исполнявшую церковные и светские заказы. Возможно, что помещалась она там же, где жил Ананьев: где-то на углу Кузнечной и Полицейской (улица Кузнечная сохранила своё название, ул. Полицейская переименована в Октябрьскую.) В начале 1880-х возник замысел открыть школу, в которой "можно было бы каждому желающему научиться в свободное время рисованию и черчению". Расчет был на людей практических профессий: механиков, землемеров, архитекторов, резчиков, столяров, плотников, технологов. В рождественские праздники 1886 года в залах Радищевского музея открылась выставка, по которой саратовцы могли судить "о полезности и результатах работы школы". В экспозиции присутствовали рисунки пером и карандашом на мифологические и религиозные сюжеты, копии с картин Радищевского музея, всего восемьдесят живописных, графических и скульптурных работ.
Здание Александро-Мариинского реального училища:
В 1887 году школа перешла в новое помещение, но существовать ей оставалось недолго. В октябре 1887 года Ананьев умер. Обладавший резким неуживчивым характером, страдавший пагубной страстью к спиртному, он, конечно не был великим педагогом, но само существование школы не могло не оставить следа в сознании саратовских обывателей.
Мичурина, 89 (Малая Сергиевская, ныне в здании находится кадетский корпус). В этом здании до 1890 года располагалось открытое в 1873 году Александро-Мариинское реальное училище, где учился Виктор Мусатов, Федор Корнеев, Николай Россов. Первым учителем рисования и черчения стал в классе Мусатова Федор Андреевич Васильев. В 1884 году на его место после смены директора пришел Василий Васильевич Коновалов, сыгравший в судьбе будущего художника большую роль. Именно с его именем связано поступление Виктора в Московское училище живописи, ваяния и зодчества; по сути, начало творческой карьеры. Но до этого времени случится еще множество событий, так или иначе связанных с именем Коновалова: открытие Радищевского музея, организация ОЛИИ, визит к семейству Мусатовых…
По Саратовским маршрутам художника прошла Елена Платонова.