1 февраля 2007 года в Ставропольском государственном музее-заповеднике им. Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве открылась выставка произведений из собрания Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО", на которой представлено современное развитие народной игрушки - наиболее древнего и первичного слоя русской художественной культуры.
С игрушек начинается наша жизнь, наше вхождение в культуру. Именно игрушка сохранила для нас древнейшие языческие формы и символы.
Наиболее известна дымковская игрушка, снискавшая себе мировую славу. В Дымковской слободе города Вятки издавна существовал керамический промысел. Здесь производили для продажи на весенней вятской ярмарке "свистопляске" или "свистунье" огромное множество глиняной игрушки.
Наряду с традиционными всадниками, петухами, "барынями" в расширяющихся к низу колоколообразных юбках, появилось много сказочных и бытовых многофигурных композиций, включающих архитектуру, элементы пейзажа.
Более простая по форме - каргопольская игрушка. Еще в XIX веке, а может быть и раньше, крестьяне Каргопольского уезда Олонецкой губернии занимались гончарством и, кроме посуды, из той же самой черной глины лепили игрушки. Мифологические звери-полулюди, животные с человечьими ликами, двухголовые чудо-твари сохранили память о единстве человека с природой, о тех далеких временах, когда он ощущал себя единым со всем, что живо.
Этой же тягой к фольклорному началу живо по сей день искусство филимоновских мастеров. Они работали в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Земли здесь малоплодородные, глинистые. Делали, в первую очередь, глиняную посуду, черепицу, кирпич и, конечно, детские забавы - глиняные свистульки. Расписывали их цветными полосами, орнаментом в елочку, цветочек. Наряду с изображениями животных: медведей, коней, птиц - мы обнаруживаем юмористические образы людей: барынь, солдат, одетых по моде середины XIX века.
Абашевская, Жбанниковская, Романовская, Хлудневская и другие игрушки просты и архаичны по форме, но экспрессивны и выразительны. В них видится отражение живой народной традиции.
Деревянная игрушка, так же как и глиняная, испокон веков существовала на территории России. Страна лесистая, дерева много, и использовали его очень искусно. Из дерева строили, причудливо украшая, избы, подсобные строения и храмы, производили много деревянной посуды, мебели, утвари и, конечно, игрушек для детей. Тематика деревянной игрушки сродни глиняной. Это всевозможные свистульки, фигурки коней, птиц, зверей, людей.
Наиболее прославленный в России промысел деревянной игрушки - богородский. Богородскую игрушку производят в селе Богородском под Сергеевым Посадом. Промысел возник, по-видимому, еще в XVI веке, в связи с близостью Троице-Сергиевой лавры, куда стекались сотни паломников и богомольцев. Делали здесь деревянную посуду - ковши, братины, кубки; бытовые изделия - посохи, веретена; резали киоты и иконки-барельефы, делали и игрушку. Сюжеты богородской деревянной игрушки и скульптуры очень разнообразны. Это "мужички", "ездочки" и "пастушки", кони, парные и одиночные упряжки, целый мир птиц, зверей, среди которых любимый персонаж - медведь.
Одним из широко известных промыслов расписной деревянной игрушки является Полхов-Майдан Нижегородской области, где производят токарную расписную посуду, предметы домашнего обихода, а также игрушки. Делаются все они на токарном станке, затем поверхность изделий грунтуется, расписывается анилиновыми красками и покрывается бесцветным лаком. Эти яркие игрушки сразу же привлекают к себе внимание интенсивным звучанием цвета, радостной эмоциональностью. Ассортимент игрушек довольно большой: свистульки в виде птичек, грибы, пасхальные яйца-писанки, матрешки, и росписи их весьма разнообразны: здесь и цветочный узор, и изображения животных, и даже пейзажи.
Еще один старинный игрушечный промысел в Нижегородской области находится возле Городца. Здешняя игрушка известна под названием городецкая топорщина, и ее сразу можно узнать по особому, на редкость выразительному, стилю. Больше всего делали здешние кустари коньков в упряжке, по одному, паре, тройке, затем ставили их с возчиками на колеса и получалась каталка.
Самобытный промысел нижегородской топорно-щепной игрушки сложился в конце XIX века в деревне Федосеево близ города Семенова, известного знаменитой хохломской росписью. Яркая раскраска, нанесенная по желтому фону - "канарейке", стала характерной для федосеевской игрушки. Игрушки здешних мастеров отличаются исключительным разнообразием типов. Кони-каталки, крутящиеся карусели и мельницы, балалайки, различная мебель для кукол и всем на удивление техническая игрушка: автомобили, самолеты, трамваи, пароходы и т. д. И все это собрано, сколочено, построено из строганых дощечек, тесаных палочек, лучинок, почти щепок.
На севере Архангельской области делают игрушки из дерева и бересты. Это старинный промысел, и форма игрушки весьма архаична. Когда-то по поверьям эти игрушки должны были отгонять злых духов. Недаром светлое дерево береза в своем названии происходит от слова "беречь", и было это название выражением оберега. Игрушки здешние мастера плетут из бересты так же как плели лапти. Особенно интересны сложные по деревянной резьбе и берестяному плетению погремушки-шаркунки.
Выставка дает широкое представление об исконно русском народном творчестве, образном мире российских умельцев, чудесных мастеров, чье искусство одаривает нас живой радостью и теплотой жизнелюбия.