Завершился второй этап всероссийского грантового конкурса «Научный музеи в 21 веке». 23 января экспертный совет определил 10 победителей, которые не позднее февраля 2007 года приступят к реализации своих экспозиционных проектов.
Список проектов-победителей всероссийского грантового конкурса «Научный музеи в 21 веке»:
1. ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ "СМОТРИ В ОБА!". С 1997 года в музее работает первая в России интерактивная естественно-научная экспозиции. Этот музейно-педагогический "полигон", сделанный по принципу "hand's on", позволил апробировать интерактивные методики работы с посетителем и убедиться в их успешности и востребованности. Новая тематическая интерактивная экспозиция "Смотри в оба!" сохраняет методологическую и методическую преемственность, и является следующим шагом в расширении интерактива в постоянной экспозиции нашего музея. Предлагаемый к рассмотрению проект новой интерактивной экспозиции "Смотри в оба!" посвящен органам зрения человека и животных. Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева. Москва. 10000$.
2. "ЖИВЫЕ ЭТИКЕТКИ". Размещение в витринах "цифровых этикеток" - малых цифровых панелей 10х15см. Воспроизводимая информация динамична - краткие видео фрагменты, звуки и фотографии животных и закадровый голос диктора. Посетитель видит животное в естественной среде и слышит его голос и звуки окружающей природы. Отпадает необходимости читать этикетку, что особенно важно для самых юных посетителей. Это популяризирует научные знания - т.к. привлекательно и способствует обучению и закреплению знаний. Государственный Дарвиновский музей. Москва. 10500$.
3. "БЕГСТВО ОТ УДИВЛЕНИЙ ИЛИ КРАСНОЯРСКИЕ ОТКРЫТИЯ". В основе проекта лежит создание среды научной интриги, развитие интереса к физике через создание Дома Физики на базе Красноярского краевого музея. Экспозиция представляет собой особую. Изобразительную среду, включающую одновременно исторические экспонаты и действующие демонстрационные модели с открытым к ним доступом и возможностью проведения обучающих экспериментов. Каждый зал выставки нацелен на определенное направление в области физики: создание способов записи, хранения и передачи информации; измерение времени; механика; оптика и т.п. Создание экспозиции "живого действия": знакомься, изучай, проводи эксперименты. В распоряжении посетителя демонстрационные модели от скамьи Жуковского, трансформатора Тесла и электромагнитного ускорителя до орнитоптера Леонардо да Винчи и ракетного двигателя. Предполагается создать отдельный компьютерный образовательный класс "Занимательная физика", где будет представлена интерактивная трехмерная виртуальная реальность современной лаборатории. ГУК "Красноярский краевой музей". Дом физики (Дом П.А.Красикова). Красноярск. 10700$.
4. СОЗДАНИЕ АНСАМБЛЕВОЙ ЭКСПОЗИЦИОННОЙ КОМПОЗИЦИИ "ПЛОЩАДЬ НАУКИ". Основной особенностью концепции предлагаемого Проекта является представление экспозиционной части музея, как "города", в котором "живут" музейные предметы (экспонаты) - памятники науки и техники. Кроме того, для усиления эмоционального эффекта восприятия ("оживления" "города"), предусмат-ривается оснащение экспозиции компьютерным аппаратно - программным комплексом для проведения ав-томатизированных (в том числе театрализованных) экскурсий. В рамках проекта разрабатывается ряд демонстрационно-учебных стендов (три стенда), в доступной и увлекательной форме рассказывающих неподготовленному посетителю об основных принципах работы некоторых сложных современных приборов и устройств. Музея науки и техники СО РАН Новосибирский академгородок. 18188$.
5. "ЭНЕРГИЯ ПАРА: 2 ШАГА К НОВОМУ ВЕКУ". Идея проекта заключена в названии - "Энергия пара: 2 шага к новому веку". "Красин" - это единственный в мире сохранившийся ледокол с действующей паросиловой установкой. Посещение машинного отделения общей площадью 4 тыс. кв.м. вызывает большой интерес у экскурсантов. Наша цель - создание современной музейной экспозиции с использованием в ней действующих приборов, механизмов, паровых котлов, паровой машины, т.е. экспозиции, которая позволит в полном объеме познакомить с принципами действия, с эволюцией развития паросиловых установок, применение которых внесло заметный вклад в развитие мирового судостроения. Применение новейших технологий при создании экспозиций позволит не только удовлетворить активный познавательного интерес, но и положительно воздействовать на эмоциональную сферу человека (моделирование светом, звуковая партитура). Филиал музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - Ледокол "Карасин". С-Петербург. 15100$.
6. "ФИЗИЧЕСКАЯ КУНСТКАМЕРА". Предполагается создание "Физической кунсткамеры" - центральной демонстрационно-просветительской научно-популярной площадки г. Троицка с макетами установок и действующими приборами, компьютерными анимациями, "научными фокусами". Принцип построения экспозиции - "от простого к сложному", с организацией иллюстративных рядов, показывающих направления работы ученых, интерактивными инсталляциями с активным вовлечением посетителей. Это позволит формировать у молодого поколения интерес и уважение к фундаментальной науке. Дом ученых троицкого научного центра Российской академии наук. Московская оббласть. г. Троицк. 19630$.
7. "О ЧЕЛОВЕКЕ В ДЕТАЛЯХ. ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ВЕКА". Экспозиция "О человеке в деталях. Взгляд через века" будет расположена в здании Анатомического театра, построенного по образцу анатомических театров эпохи Возрождения, и состоять из разделов: "Жизнь тела после смерти", "Как я устроен", "От зачатия до рождения", "Чем я отличаюсь от животных", "Прав ли Дарвин?", "Человек XXI века". Разделы экспозиции, представленные натуральными препаратами, будут связаны единой идеей развития взглядов на устройство человека с древних времен до наших дней. Анатомический музей казанского медицинского университета. Казань. 19745$.
8. ИНТЕРАКТИВНАЯ ИНСТАЛЛЯЦИЯ "КАК РАБОТАЕТ РАДИО". Интерактивная инсталляция "Как работает радио" представляет собой самостоятельную тематическую площадку в научно-познавательной экспозиции ФГУ "ЦМС им. А.С.Попова", посвящённой физическим основам электросвязи. В состав инсталляции входят стационарная и мобильная составляющие. Стационарная составляющая, включающая музейный показ исторических предметов и сенсорный информационный киоск, позволяет провести исторические и научно-познавательные аналогии и сравнения. Главная часть мобильной составляющей - интерактивный макет бытового радиоприёмника в увеличенном масштабе с множеством настроек и регулировок, работа которого поддерживается мультимедийным сопровождением. Федеральное государственное учреждение "Центральный музей связи им. А.С.Попова. С.-Петербург. 20000$.
9. "Я И РАСТЕНИЕ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ". Идея - сравнение человека и растения в различных аспектах их жизнедеятельности. Основная аудитория - школьники. Реализация предлагаемого проекта во многом поможет детям осознать значитель-ное сходство между растением и человеком (в первую очередь на примере самого себя) как составных частей живого мира нашей планеты. И вследствие этого - воспринимать растения, и в целом живую природу, не как бездушное окружение человека, а как живые организмы, и относиться к ним более гуманно. В целом данный проект внесет свой вклад в популяризацию ботанических знаний, изменение сложившегося в последнее время в обществе, особенно среди молодежи, негативного отношения к ботанике и ботаникам и возрождение интереса к фундаментальным и прикладным исследованиям в области ботаники и биологии в целом. Ботанический сад МАРГТУ. Республика Марий Эл. г. Йошкар-ола. 6438$.
10 РАДИОПАРЫ. Проект создания новой постоянной экспозиции Музея науки "Нижегородская радиолаборатория", в котором редкие экспонаты музея окружаются информационными оболочками, что с одной стороны подчёркивает их раритетность, а с другой стороны компенсирует вынужденную "немоту" старинных приборов. Музейные оболочки реализованы как интерактивные среды, причём для каждой пары "экспонат-оболочка" предлагаются свои визуальные и технические решения, иллюстрирующие принцип действия приборов и развитие заложенных в них идей. Новаторское художественное и интерпретационное решение экспозиции способствуют усилению интереса к естествознанию, повышению рейтинга науки и статуса учёного и в итоге вносит лепту в нейтрализацию негативных моментов современного состояния общества, будь то заурядность масс-культуры, мировозренческое мракобесие, пассивность общества потребления и этический релятивизм. Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского. Нижний Новгород. 17270$.
Торжественная церемония планируется по завершению реализации проектов в конце 2007 года в Москве. Дополнительно см. http://www.museum.ru/N29833