В Древней Греции пинакотекой именовали помещение для хранения картин. То, есть картинную галерею. В те далекие времена наибольшей известностью пользовались живописные собрания Афин и Пергама. Ныне две известнейшие Пинакотеки, Старая, появившаяся, как следует из названия, первой, и Новая, находятся в столице Баварской земли - Мюнхене. В соответствии с традициями Античности в залах этих музеев экспонируется исключительно произведения живописи.
Долгие годы Старая Пинакотека являет собой образец музея. Тщательно подобранное собрание дает возможность зрителю оценить особенности главных художественных стилей Европы и насладиться произведениями лучших ее живописцев. Здание, вызывающее в памяти итальянские палаццо эпохи Возрождения, созданное архитектором Лео фон Кленце (автором проекта Нового Эрмитажа, 1839) - пример помещения для экспонирования коллекции произведений искусства. Именно здесь впервые был применен, ставший впоследствии традиционным метод экспонирования, основанный на разделении произведений на периоды и школы. Музей был превращен в наглядное пособие по истории искусства. Сегодня в Старой Пинакотеке Мюнхена представлены произведения художников, трудившихся в период времени от Средних веков до середины XVIII столетия.
Коллекция, ставшая основой собрания прославленного мюнхенского музея родилась в 1528 году. Принадлежала она герцогу Баварии Вильгельму IV Виттельсбаху. Первоначально она состояла их картин, посвященных мужчинам и женщинам, совершившим великие подвиги и деяния древности. Большинство работ было исполнено по заказу правителя Баварии его современниками, немецкими художниками. Так в коллекции оказалось одно из самых удивительных произведений немецкого искусства - "Битва Александра при Иссе" - живописца Альбрехта Альтдорфера(1480?-1538), мастер Дунайской школы, открывшей для искусства жанр пейзажа. Сражение между македонской армией Александра Великого и персидским войском царя Дария превратилось в битву последнего (или первого, здесь мнения зрителей расходятся) дня мира, когда в небесах встретились день и ночь. Месяц и солнце наблюдают за ходом битвы, раздвинувшей границы цивилизованного мира.
Приемники Вильгельма руководствовались уже в первую очередь эстетическими, а не идеологическими, соображениями при покупке картин.
Фундамент будущего музея был заложен, когда коллекции правителей Баварии сравнялось 300 лет 7 апреля (в день, когда на свет появился Рафаэль Санти) 1826 года. Выбор даты не случаен. Основан музей был по приказу Людвига I - монарха, боготворившего Рафаэля. Сегодня в залах мюнхенского музея можно увидеть две картины великого итальянца - "Мадонну Темпи" (1507) и "Мадонну Каниджани" (1507). Мастерство исполнения последней оценивалось современниками столь высоко, что в жизнеописании Рафаэля, принадлежащего перу Вазари, можно встретить следующие слова: "…каждый оттенок цвета в головах, руках, ногах этих фигур кажется скорее мазком, состоящим из живой плоти, чем краской".
Большинство шедевров итальянской коллекции были приобретены Людвигом Баварским. Благодаря его усилиям появилось это, одно из лучших за пределами Италии, собрание живописи Ренессанса. В котором есть работы Джотто, Боттичелли, Тициана… Однако главным сокровищем итальянской экспозиции является картина, приобретенная у некоего коллекционера как работа неизвестного мастера. Позднее "Мадонна с гвоздикой" была опознана как произведение, принадлежащие кисти молодого Леонардо да Винчи - самого модного художника Ренессанса наших дней. Вероятно, это его единственное произведение на территории Германии.
Самым обширным, естественно, является собрание работ немецких мастеров. Самыми ценными его экспонатами считаются творения Альбрехта Дюрера. В первую очередь "Четыре апостола" и автопортрет мастера.
Неизменной популярностью пользуется у зрителей фрагмент "Страшного суда" (1480) нидерландского живописца, "профессора кошмаров", Иеронима Босха. Узкий фриз, в темноте которого копошатся монстры, мучающие грешников. Странные уродцы, воплощающие потаенные страхи человечества, исторгнутые воображением художника в реальный мир.
Вне зависимости от того интересует ли вас творчество выше перечисленных художников Старую Пинакотеку стоит посетить хотя бы для того, чтобы понять каким виделся образ идеального музея людям XIX столетия.
(с) Музеи России
http://www.pinakothek.de/alte-pinakothek/
О немецких коллекциях произвндений искусства: Дрезден. Dresden. Культ Рафаэля - Сикстинская мадонна: http://www.museum.ru/N26503