Третьяковская галерея заканчивает 2006 год выставкой Александра Андреевича Иванова (1806-1858), посвященной 200-летию со дня рождения художника. Но юбилейные празднования 150-летия музея на этом не заканчиваются. Юбилейный год начался в мае и будет идти до мая 2007 года. Юбилей открывался международной выставкой из музея Орсе и будет заканчиваться выставкой "Европа - Россия - Европа". А сейчас открывается выставка Иванова в 3 частях.
Часть первая - самая известная картина Иванова, она же самая большая картина в Третьяковской галерее - "Явление Христа народу", историческое название "Явление Мессии", осталась на прежнем месте в Лаврушинском переулке. Из-за размера картина не может транспортироваться, не проходит в дверные проемы. Она была доставлена в специально построенный зал на валу и натягивалась на подрамник уже в зале. Интересно, как Иванов перевозил картину из Италии в Санкт-Петербург в своем родном XIX веке, если спустя 150 лет современная техника не может справиться. Сотрудники музея "Явление Христа народу" именуют кратко - картина.
Удивительна история картины. Павел Михайлович Третьяков, конечно, знал о ее существовании. Художник писал ее более 20 лет, о ней знали все, кто интересовался живописью. Но так как картина писалась по заказу Академии Художеств, то ее нельзя было купить, она была, как бы продана уже заранее. И Павел Михайлович приобретал эскизы - всего 80 произведений, сейчас в музее уже 330 живописных работ Иванова. У картины была сложная судьба, Академия Художеств сомневалась, стоило ли приобретать картину. Это сообщение расстроило здоровье художника, донесение о приобретении картины императором Александром II пришло уже после смерти художника. Далее картина была подарена в Румянцевский музей, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву. Для картины был построен специальный павильон, сейчас его хотят восстановить для выставок Российской Государственной библиотеки. В 1925 году Румянцевский музей был расформирован и картину передали Третьяковской галерее. Но в музее не было зала для размещения такого полотна. Были обсуждения куда поместить картину. В том числе в проект здания на Крымском Валу был заложен зал для картины Иванова. Но все же было решено пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке. Зал был готов к 1932 году, тогда полотно и заняло свое место, где находится и сейчас. Лидия Ивановна Иовлева сказала: "Третьяков и мечтать не мог, что картина Иванова окажется в галерее". Но история ее такова, что она уже более 80 лет в музее.
Вторая часть выставки - картина на Крымском Валу присутствует заочно в эскизах, которых Иванов подготовил около 400. Также на выставку приехали 40 живописных произведений из Русского музея, в том числе и самостоятельные работы, которые не относятся к картине. Для выставки Русский музей снял произведения из постоянной экспозиции Академического зала.
Довольно редко с точки зрения экспозиционных технологий то, что рядом с живописью выставлены рисунки. Рисунки как подготовительный материал к дальнейшим живописным произведениям. И рисунки как самостоятельные произведения - рисунки натурщиков и скульптур. Рисунки изображают человека в полный рост в сложных ракурсах, то есть, размер бумаги получается около 2 метров, что значительнее многих живописных эскизов. Эту часть выставки с нетерпением ждут студенты художественных ВУЗов. Рисунки Иванова - лучшие образцы по технике и качеству в отечественном искусстве.
Румянцевский музей в прошлом, а ныне Российская библиотека представлена на выставке не данью памяти, что 80 лет назад там хранилась картина. Библиотека хранит большой архив писем, дневников, архивных документов А.А. Иванова, некоторые из них представлены на выставке. Всего в библиотеке 700 писем художника. Особое внимание следует обратить на переписку А. А. Иванова с Н.В.Гоголем, письма ранее не выставлялись.
Выставка оформлена не в академическом стиле. Работы развешаны в условном беспорядке, что не создает монотонного эффекта.
Третья часть выставки - акварели "Библейские эскизы" в выставочных залах графики в Лаврушинском переулке.
Русский музей имеет свой взгляд на творчество Иванова. В апреле выставка будет работать в Санкт-Петербурге, там будет свой подбор произведений и каталог. Г.Н. Голдовский считает Иванова художником равнозначным титанам Возрождения: "Как мы постепенно понимаем наследие Леонардо да Винчи, то же самое относится и к Иванову".
В целом творчество Иванова отличает не только мастерство владения техниками рисунка и живописи, но и сила духа, из чего и складывается выдающееся творчество художника (Н. Трегуб).
Конференция, посвященная творчеству А. А. Иванова, в Третьяковской галерее http://www.museum.ru/N30329
Другие выставки в Третьяковской галерее на Крымском Валу http://www.museum.ru/N30299