Музей изобразительных искусств представляет картину Питера Пауля Рубенса "Тарквиний и Лукреция" из частного собрания. В коллекции музея есть несколько произведений мастерской Рубенса, они находятся в запасниках, и три произведения собственно Рубенса. Это небольшие произведения, эскизы. Картина "Тарквиний и Лукреция" довольно большого размера, таких в музее нет. Эта картина более раннего периода, чем произведения из музейной коллекции. Сравнивая эти произведения, можно сопоставить разные грани дарования мастера.
История, которая на ней запечатлена, довольно туманна. Здесь изображен мужчина, который склонился над дамой, который хотел бы сдернуть с нее оставшийся край покрывала. Исходя из названия - это Тарквиний. Обнаженная дама, стремительно ускользающая от мужчины - Лукреция. Сверху пару освещает Амур. А за мужчиной расположилась страшная старуха с волосами-змеями - Фурия. Фигуры прорисованы четко, сомнений здесь нет. Мужчина склоняет даму к близости, а дама протестует. Получается, что картина изображает сцену насилия. Парадокс в том, что сцена насилия в XVII веке, а картина написана в 1609-1611 гг, трактуется как сцена добродетели. Вникая в легенду, мы узнаем, что любовной страстью к Лукреции пылал сын Тарквиния - Секст. Почему тогда отец Тарквиний склонился над Лукрецией со страстью во взоре?
Это первый вопрос, а дальше их много. Работа Рубенса не имеет подписи, как и все его работы. Художник свои картины не подписывал. Известно, что часть работ Рубенса подписаны. В. А. Садков рассказал, что картины подписали сами коллекционеры, которым принадлежали произведения.
Картина относится к первым годам возвращения художника из Италии. Рубенс начинает работать в Антверпене и вскоре приобретает большую известность. Он расписывает антверпенский собор, и его слава выходит за пределы города и родной Фландрии. "Тарквиний и Лукреция" подтверждение славы мастера. Такого рода работы покупали соотечественники, князья, принцы и монархи. Полотно до настоящего времени сменило много владельцев. Рубенс мог его написать как на заказ, так и для собственного удовольствия. В 1769 году картина была приобретена прусским королем Фридрихом Вильгельмом и находилась в Потсдаме в Сан-Суси. В Россию произведение было перевезено как трофейное имущество, что имеет официальные подтверждения.
Вопрос подлинности произведения сложно как подтвердить, так и опровергнуть. В.А. Садков не видит аргументов для сомнений.
Если сравнить "Тарквиния и Лукрецию" и более поздние произведения, то можно увидеть, как манера письма становится более широкой. Потом в работах Рубенса появятся и его знаменитые пейзажи. В ранних произведениях фигуры еще напоминают античные скульптуры, далее трактовка тела становится более свободной.
Многие европейские музеи обладают большими коллекциями работ Рубенса. Но сложно сказать, какая из коллекций наиболее значительна. Одно время больше ценились масштабные полотна. Такая коллекция хранится в Лувре. Большие произведения написаны с эскизов Рубенса его помощниками и учениками. Оценить участие самого Рубенса в больших произведениях довольно сложно. Что он писал - может быть только блики в зрачках глаз или иные мелочи. В XX веке предпочтения сменились от больших произведений к работам собственно Рубенса. Зачастую эти произведения меньшего формата. Рубенс перед написанием картин составлял договор - на полотне, какого размера будет написано, сколько фигур и сколько за то будет заплачено. Прописывался и такой пункт: произведение будет написано только мастером или при помощи учеников. Произведения, которые были написаны только Рубенсом, самые дорогие. Эти произведения и эскизы хранятся в Вене, в Мюнхене. В Эрмитаже смешанная коллекция - есть и собственные картины, и большие полотна, написанные вместе с учениками.
Картина "Тарквиний и Лукреция" раньше была показана в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (Н. Трегуб).
Другие выставки ГМИИ - "Эпоха Меровингов - Европа без границ" http://www.museum.ru/N30389