Русский музей и Галерея "Триумф" представляют выставку "Сергей Лобанов (1887-1942)".
Сергей Иванович Лобанов - один из значительных, но мало известных широкой публике художников первой половины ХХ века. Его "фовистские" пейзажи выставлялись на "Бубновом валете" (в 1910 и 1912 годах).
Если большинство советских художников 1920-1930-х годов стремились создавать полотна больших размеров, призванные отвечать "величию революции" или "строительству новой жизни", то холсты, оставшиеся от Лобанова - в своем большинстве небольшие пейзажные этюды - своеобразная "живописная скоропись".
Лобанов был не только серьезным искусствоведом (в 1925 году он выпустил брошюру о Поленове и Левитане, а в 1935 году удостоился степени кандидата наук), но и завзятым театроманом. В 1924-1925 годах, пользуясь знакомствами среди театральных художников, он превратится в "гражданина кулис" Большого театра, исполнив "триста рисунков на темы балета". Это наброски с балерин, готовящихся к выходу, с рабочих сцены или гримирующихся актеров. Заметим, что даже под беглыми зарисовками, почти намеками на рисунок, где едва различимы фигуры танцоров, Лобанов, оставлял рядом с монограммой "СЛ" весьма обстоятельную запись - "Сильфида. 6/IV 925" или "Тихомиров. Баядерка. 31/V 925".
Можно сравнить творческое развитие Лобанова в период обучения в Училище живописи с его эволюцией в советское время. В конце 1900-х годов от серо-охристых, почти "серовских" тонов ("Мужской портрет", 1908) Лобанов переходит к фовистски напряженному цвету ("Холодное солнце", 1909; "Женский портрет", 1910). На "Бубновом валете" 1912 года он выступил с группой близких друг другу фовистских пейзажей ("Водоем вечером", 1911; "Белый дом в саду", 1911). Ранний Лобанов тяготел к немецким участникам "Бубновых валетов" (А. Явленскому и Г. Мюнтер) с их приверженностью к фиолетовым, лиловым, холодно-зеленым, к интенсивному "обнажению цвета", к сопоставлению чистых "цветовых эманаций".
В работах Лобанова 1920-1922 годов еще очевидна "борьба" натуры и "обнаженного" цвета: верх берет то живопись ("Химки", 1920), то натура ("Весна на Ноевой даче", 1922), но уже в работах 1924 года ("В Троицком", "Село Троицкое") достигнуто равновесие. Впоследствии - например, в группе этюдов с горами (1932, Гаспра) - Лобанов добился еще более убедительного тождества "градаций палитры" и "состояний природы".
Подобные процессы происходили и в сфере рисунка. В европейском рисунке начала ХХ века не наблюдалось настолько же резкого "обнажения графического", как в живописи - "обнажения живописного"; тем не менее среди зарисовок Лобанова 1910-1911 годов были наброски, аналогичные его живописным фовистским пейзажам с "Бубнового валета" (1912), с черными контурами зеленых древесных крон или лиловых дорожек в саду. В лобановских рисунках 1920-х годов ощутима такая же, как и в живописи, повышенная "самоценность" изобразительных средств - сангины, пастели, угля.
В рисунках 1920-1930-х годов - более прямая, нежели в живописи, "дорога к предметности". Весьма характерны пейзажи тех крымских мест, где Лобанов проводил отпуска, - Феодосии, Бахчисарая, Судака. Графические листы Лобанова легко отличить от рисунков других современников. Он рисует не мифологическую "Киммерию", а современные городки, хотя тоже воспринимает их подобием "ожившей легенды". Сангинные и пастельные изображения Бахчисарая или Феодосии - достоверные виды иссушенных солнцем ландшафтов, где есть и пологие горы, и городок с одноэтажными домами под черепичными крышами. Такие листы в основном и брали на выставки - объединение "Жар-цвет" и другие. Многие из них висели на персональной экспозиции Лобанова, устроенной 13 февраля 1929 года у него дома с помощью друга - художника К.В. Кандаурова.
В предисловии к каталогу едва ли не единственной "музейной" выставки Лобанова (Казань, 1926 год) К.А. Зеленина написала о том, что художнику не даются жанровые сюжеты. Однако со второй половины 1920-х годов жанровые сценки на все чаще появляются на рисунках Лобанова. "Повышается вес" работающих людей ("Носильщик винограда. Судак. Крым"; "Детдом в Феодосии. Дежурная по двору", 1929). Это был путь уже не только к "предмету", но и к людям - впрочем, тем же путем эволюционировало искусство не только в Советском Союзе, но и на Западе (тема работы или рабочих у Фернана Леже и т.д.).
Открытие художников такого калибра, как С.И. Лобанов, - событие в культурной жизни страны. И искусствоведам, и зрителям еще предстоит освоить его наследие. Настоящая выставка - начало этого процесса, в котором должны сказать свое слово и руководители наших музеев, и наши коллекционеры, число которых за последнее время неуклонно растет.
(По тексту Глеба Поспелова)