Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представляет пресс-презентацию картины Питера Паувелса Рубенса "Тарквиний и Лукреция" из собрания частного фонда. Презентация состоится 22 декабря в 12 часов в зале №11. Дополнительно см.
http://www.museum.ru/N29413 Картина будет экспонироваться в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина с 22 декабря 2006 года по 30 апреля 2007 года.
Картина "Тарквиний и Лукреция" кисти великого фламандского живописца, временно представленная в экспозиции ГМИИ имени А.С. Пушкина, написана на сюжет из легендарной истории Древнего Рима. Образ добродетельной и прекрасной римлянки Лукреции был необычайно популярен в западноевропейском искусстве эпохи Возрождения и барокко, поскольку религиозные философы и писатели той поры рассматривали ее самоубийство как античную параллель (так называемую префигурацию) библейской истории о целомудренной Сусанне, которую преследовали сластолюбивые старцы (Ветхий Завет, Книга пророка Даниила).
Судя по характеру композиционно-пластического и цветового решения, картина была исполнена Рубенсом на протяжении 1609-1611 годов. В это время Рубенс возглавил большую мастерскую, которая надолго стала главным центром художественной жизни Фландрии. Многочисленные заказы, поступавшие к нему со всех концов Европы, мастер выполнял вместе с учениками и помощниками, многие из которых были самостоятельными и даже выдающимися живописцами - Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс.
Непосредственным источником творческого вдохновения Рубенса явилась одноименная картина великого венецианца Тициана, которую фламандский художник мог видеть и, возможно, даже сделал зарисовку, во время посещения Испании в 1603 году в королевском дворце Алькасар в Мадриде (в настоящее время - Мадрид, Музей Прадо). Обе картины сближает сходство композиции. Кроме того, полотну Тициана картина Рубенса, несомненно, обязана великолепием звучного колорита, построенного на глубоких, тонко нюансированных сочетаниях локальных тонов - винно-красного, желтого и синего.
Однако, взяв за основу композицию произведения Тициана, великий фламандец привнес в интерпретацию популярного сюжета из древнеримской истории глубоко индивидуальное прочтение, изменив до неузнаваемости живописно-пластическое содержание образов. В этом смысле работа Рубенса перекликается с другими его произведениями, созданными на рубеже первого и второго десятилетий XVII века, прежде всего, с теми картинами на исторические и мифологические сюжеты, главное место в которых занимают изображения обнаженных женских фигур (например, "Сусанна и старцы", Мадрид, галерея Академии Сан Фернандо; "Венера и Адонис", Дюссельдорф, Художественный музей). Героинь трех названных картин сближают глубоко индивидуальные, только Рубенсу присущие приемы трактовки сияющего прекрасного обнаженного женского тела, а также сходство в деталях причесок и украшений. Образ Тарквиния по манере исполнения необычайно близок к изображению спящего Самсона в рубенсовской картине "Самсон и Далила" (Лондон, Национальная галерея).
Сравнительно крупные размеры полотна Рубенса позволяют предположить, что оно предназначалось для достаточно большого помещения. Именно в пространстве такого воображаемого интерьера картина изображена в работе Виллема ван Хехта "Апеллес и Кампаспа" (Гаага, Королевский кабинет картин Маурицхёйс), что также свидетельствует об ее известности среди современников Рубенса. Одним из ее первых владельцев был Арнолд Лунден - богатый антверпеский торговец и видный коллекционер, к тому же друг и дальний родственник Рубенса. В 1769 году это выдающееся произведение было приобретено прусским королём Фридрихом Великим и находилось во дворце Сан-Суси в Потсдаме. После Великой Отечественной войны картина оказалась в СССР. В настоящее время, спасенное и отреставрированное, полотно великого мастера возвращено в мировое культурное наследие. Право собственности на эту картину принадлежит собранию частного фонда.