Музей "Другое искусство" Музейного центра РГГУ приглашает на открытие выставки фотографа Алика Сидорова "Киммерия" 12 декабря 2006 года.
Алик Сидоров - фигура для отечественной культуры легендарная. Он не только фотограф, но издатель и коллекционер. C 1979 по 1986 год он вместе с художником Игорем Шелковским был редактором журнала "А-Я", первого периодического издания по современному (тогда неофициальному) советскому искусству. Игорь Шелковский работал над этим в Париже, а Алик Сидоров курировал процесс с московской стороны. И, чтобы передохнуть от напряжения, которым сопровождалась работа над подпольным журналом, он несколько лет подряд (с 1981 по 1985) в сентябре уезжал в Крым, полностью посвящая себя фотографии. Результатом этих путешествий стала серия из 1500 снимков южной природы, которая была названа "Киммерия". До 2006 года фотограф не демонстрировал свои произведения публично и лишь этой весной впервые показал небольшую часть цикла в Государственном центре фотографии в Петербурге.
Местонахождение Киммерии - по-прежнему одна из исторических загадок. Геродот и Страбон утверждают, что именно здесь, в Юго-Восточном Крыму, между Боспором Киммерийским и горами Демерджи и располагалась эта загадочная страна, "печальная область, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков" (Гомер, "Одиссея"), чьё название в переводе с финикийского значит "тёмный".
Алик Сидоров остановил свое внимание на вневременных пейзажах - ни одна живая душа не появляется в кадре, утрачены малейшие приметы цивилизации - нет ни признаков современной жизни, ни античных руин. Всё это подчеркивает таинственность природы, будто бы не изменившейся с гомеровских времен.
Юлия Лебедева
Киммерия в фотографиях Алика Сидорова существует, главным образом, как приглашение к разговору с душой и о душе, как освидетельствование ландшафта внутреннего, психического, где внешний, топографический ряд присутствует, как "тетива" для запуска метафоры изобразительной реальности, в которую, подобно богам, помещены архетипы. Эстетическое здесь выполняет важную функцию "коридора", по которому душа обретает способность слушать и отвечать. Следовательно, мы можем читать все документы и отрывки мифов, оставшихся со времен античности так же, как отчеты или свидетельства воображаемого.
Основной жанр фотографа - зримый философский пейзаж, в котором каждый изображенный фрагмент выступает в качестве определенной метафоры. Камень, воздух, куст, море+ Перед нами упорядочиваются понятия и представления об этих элементах, устанавливается их соотношение, и они превращаются из терминов школьной физики и географии в сложные метафорические конструкции.
Валерий Зеленский
Вернисаж - 12 декабря 2006 с 17.00. Выставка работает с 13 декабря 2006 по 27 января 2007 года.