Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерство культуры и по делам молодежи республики Армения, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственная Третьяковская галерея, Продюсерский центр "Интеркультура" представляют выставку "Искусство Армении. XX век". Живопись и скульптура из фондов Третьяковской галереи.
Вернисаж 27 октября в 17.00. Выставка открыта с 28 октября по 26 ноября 2006. Крымский Вал, 10 (зал 38).
Выставка "Искусство Армении. XX век", составленная из произведений, хранящихся в собрании Третьяковской галереи на Крымском Валу, приурочена к проведению года республики Армения в Российской Федерации. Она входит в большую культурную программу, проводимую в рамках этого события.
В фондах Галереи сформирована значительная коллекция произведений армянских мастеров. В основном она была собрана в 1970-1980-е годы. Именно в это время Министерство культуры СССР всесторонне содействовало приобретению многонационального, в том числе армянского, материала в фонды Третьяковской галереи как главного собрания советского искусства. Произведения отбирались на Всесоюзных и персональных выставках, проходивших в Москве, а также во время командировок сотрудников Галереи в Армению, где искусствоведы знакомились с творчеством художников на главных экспозиционных площадках республики и в мастерских. В рамках данного камерного проекта, ограниченного одним экспозиционным залом, демонстрируются живопись и скульптура наиболее ярких представителей искусства республики середины - второй половины XX века - всего около пятидесяти экспонатов.
Ключевые произведения живописи на выставки - полотна Мартироса Сарьяна (1880-1972), выдающегося представителя не только армянской, но и европейской культуры. Это работы, выполненные художником в период его жизни в Ереване в 1930-х - 1960-х годах. Необходимо подчеркнуть, что залы постоянной экспозиции на Крымском Валу не расформировывались для включения произведений в состав данного проекта. Поэтому посетители могут дополнить впечатление от выставки "Искусство Армении. ХХ век" в зале № 14, где представлены полотна Сарьяна 20-х годов.
Одним из любимых учеников Сарьяна был М.Аветисян (1928-1975). Его появление в художественной среде Еревана в 1960-е годы стало заметным явлением. Он возрождал традиции национального искусства, продолжал развитие декоративного направления армянской живописи. Пейзаж "Джаджур" (1959) Аветисяна, представленный на выставке, относится к наиболее значительным из его полотен. В конце 1960-х годов новым словом в искусстве Армении стало произведение С.Мурадяна (род. 1927) "Саженцы" (1969). По рекомендации научных сотрудников Третьяковской галереи оно сразу после Всесоюзной выставки поступило в собрание музея. Отдельными работами представлены классики армянской школы: М.Абегян (1909-1994), О.Каралян (1897-1981), О.Зардарян (1918-1992). В экспозицию вошли полотна других армянских художников - Д.Налбандяна (1906-1993), сестер Ерануи (1910-1998) и Мириам Асламазян (1907-2006), Л.Бажбеук-Меликян (1922-2005).
Собрание Галереи довольно полно отражает развитие армянской скульптуры второй половины ХХ века. В настоящее время эта коллекция насчитывает около 100 произведений. На выставке показана лишь часть из них. Галерея стремилась представить многообразие жанров скульптуры. В экспозиции демонстрируется портрет, созданный Ю.Петросяном (А.Хачатурян. 1980. Шамот), интерпретации образа средневекового армянского историка и просветителя Мовсеса Хоренаци работы Н.Никогосяна и М.Назаряна. Современные мастера расширили жанровую структуру пластики. Они работают и в редком для традиционной армянской скульптуры жанре натюрморта (Ю.Погосян. Груши. 1987. Бронза), и в анималистике (Г.Багдасарян. Красный и черный петухи. 1978. Бронза). Многие скульпторы обращаются к теме классики (С.Казарян. Канон. 1979. Шамот, металл, дерево; Г.Франгулян. Падающая колесница. 1980. Шамот, ангобы, глазурь). Национальные художники интересно работают в разнообразных скульптурных материалах. Тяготеющая к народной образности статуя Г.Багдасаряна "Мой дед" (1983), выполненная в туфе с характерной для него теплой и пористой поверхностью, соседствует на выставке с жанровой композицией Х.Искандаряна "Сбор тутовника" (1985-1988) из бронзы. В дереве, материале не характерном для горной страны, Н.Карганян создает лирические образы, подобные небольшой работе "Музыкант (Мое сердце в горах)" (1983).
Представленные на выставке живописные и скульптурные работы объединены своеобразными чертами армянской изобразительной школы - узнаваемым колоритом, светом, характерной пластикой, - многие из которых определила уникальная природа Армении.
Данный проект в Третьяковской галерее - редкая возможность показать произведения национальной школы, в последнее время почти не выставлявшиеся в экспозиционных залах.
На церемонии открытия выставки ожидается выступление Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Армения в России Армена Смбатяна.