Государственный музей А.С.Пушкина и Музей литературы им. Адама Мицкевича (Варшава) приглашают 17 октября в 16.00 на открытие выставки ВАРШАВА ВРЕМЁН «КУКЛЫ» БОЛЕСЛАВА ПРУСА.
Самый известный литературный портрет Варшавы конца 19 века был создан Болеславом Прусом в романе «Кукла». Сюжет произведения послужил основой для настоящей выставки.
Болеслав Прус (псевдоним Александра Гловацкого, 1847-1912) - один из самых известных в мире польских писателей. За границами Польши наиболее известны его романы «Кукла» (1887-1879) и «Фараон» (1895-1896) .
Роман «Кукла» считается шедевром польского реализма. Писатель больше сорока лет жил и творил в Варшаве, участвуя в ее общественной и художественной жизни. Б. Прус был замечательным знатоком своего города, именно в Варшаве разыгрывается действие многих его произведений. Самым известным литературным портретом Варшавы, изображавшим её жителей, архитектуру, атмосферу, стал роман «Кукла». Сюжет этого романа является основой выставки Варшава времён КУКЛЫ Болеслава Пруса.
Рукопись романа не сохранилась полностью - уцелела только треть текста (сейчас находится в Публичной Библиотеке г. Варшава). Судьба остальной части рукописи неизвестна. На выставке представлены четыре страницы из главы Дневник старого приказчика, а также первый том первого издания Куклы.
Экспозиция предлагает зрителям совершить своеобразное путешествие во времени – прогулку по такой Варшаве, такой, какой её описал Болеслав Прус на страницах Куклы. Начинаем с панорамы Варшавы Адольфа Козарского.
Мы видим Варшаву глазами главных героев романа: Станислава Вокульского и Игнация Жецкого, Варшаву современную и "прежнюю". Чтобы показать описанные в "Кукле" городские районы и дома, на выставке собраны старые фотографии, костюмы, мебель и предметы домашнего быта. Большинство фотографий выполнены Конрадом Бранделем и Каролем Бейером, среди рисунков преобладают работы Францишека Костшевского – одного из самых популярных художников 2-ой пол. XIX в., постоянного сотрудника варшавских иллюстрированных журналов и завсегдатая многих гостиных. В макете магазина Вокульского представлены игрушки из уникальной коллекции Марека Сосенко (Краков), предметы домашнего обихода, кассовый аппарат того времени (предоставлен Музеем техники, г. Варшава), рекламные вывески и планшеты с образцами моды 2-й пол. XIX в.
Главная улица Варшавы - Краковское Предместье. Именно на ней живут Вокульский и Жецкий, там же находится магазин Вокульского. Прогуливаясь следом за Вокульским, мы видим парк Лазенки, Уяздовские Аллеи, Большой Театр, Мокотовское Поле (где в то время проходили скачки), варшавские костёлы и многоэтажные дома.
На выставке представлен интерьер гостиной Изабеллы Ленцкой (страстной, но не состоявшейся любви главного героя романа), комнатка старого приказчика, мы видим варшавский дом, в котором жили две героини романа и студенты, разыгрывавшие жильцов дома. Экспозиция выставки подчеркивает, что Варшава времён «Куклы» - это не только Варшава Вокульского, но также район Повисле, где жили самые бедные слои населения. Мы обращаемся также к неоднократно затрагивавшейся в романе еврейской тематике. Благодаря воспоминаниям старого приказчика, мы видим Старый Город - район, где прошло детство пана Игнация и молодость Станислава Вокульского.
Важный сценографический элемент выставки – это механические игрушки и кукла. Они призваны вызвать ассоциацию с названием романа, который интерпретируется как рассказ о людях-марионетках, действовавших как будто заведённые невидимой силой механизмы – куклы, бывшие игрушкой судьбы или провидения. Установленные в некоторых залах манекены подчёркивают такую интерпретацию, напоминая о скрытом смысле романа, позволяют, одновременно, показаны костюмы описываемой эпохи.
Ключевыми для подобной интерпретации выставки являются две главы - в начале и в конце романа. Игнаций Жецкий, старый приказчик, сидя в пустом магазине, заводит игрушки и наблюдает, как они двигаются. Заводные игрушки договаривают посетителям выставки: «И, глядя на движение заводных фигурок, он в тысячный раз повторял:- Марионетки!.. Все марионетки!.. Им кажется, будто они делают, что хотят, а они делают то, что велит им пружина, такая же мёртвая, как они...»
Всё, что показано на выставке, должно приблизить безвозвратно исчезнувший мир, а чудом сохранившиеся следы этого мира должны напомнить о минувшем времени и людях, которых Болеслав Прус так великолепно запечатлел на страницах романа Куклы.
Авторы выставки: Гражина Гроховякова - спецарий, Витольд Блажеёвский - художественный проект, Малгожата Гужиньска - ассистент выставки, Анджей Солтан - историческая консультация.
Кураторы выставки: Эльжбета Банко - Ситек, Александр Богатырев.
Выставка работает с 18 октября по 26 ноября 2006 года.