Царское село - резиденция императоров в прошлом, музей в настоящем. Место, обрученное с поэзией именем Пушкина, ставшее Меккой и вдохновением для поколений поэтов. Архитекторы известные и безымянные, скульпторы, декораторы, ландшафтные архитекторы и садовники столетиями создавали его великолепие. Сердце резиденции - Екатерининский дворец. Бело-голубое, а в прошлом и в будущем обрамленное золотом, чудо Растрелли.
История Царского села, как и название дворца, празднующего в этом году свой 250-летний юбилей, по традиции петербургских пригородов восходит к эпохе Петра I. В 1710 года царь подарил Сарскую мызу своей жене, Екатерине I. Сначала была усадьба, "каменные палаты" императрицы, вскоре ее сменил дворец. Один правитель (но более правительницы, XVIII век, во всяком случае в отношении политики, в России воистину был веком женщин) сменял другого, но дворец Екатерины оставался покинутым вниманием венценосных особ. Все изменилось с восшествием на престол Елизаветы Петровны, которую иногда называют "веселой императрицей". Дважды перестраивали для нее дворец, нет, не сносили полностью и возводили заново, как запомнила людская молва. Сначала императрица задумывала дворец лишь расширить. Скромности петровской эпохи при ее дворе места не было точно. Земцов, Квасов, Чевакинский, Растрелли - имена создателей первого Царскосельского дворца Елизаветы. Но не понравился императрице он. И вот уже один Растрелли, ее любимец и обер-архитектор, должен все начинать сызнова и переделать все на этот раз самым решительным образом.
4 года… Много это или мало? Когда смотришь на величественные и роскошные фасады Екатерининского дворца Растрелли чувствуешь, что нет, не много, совсем не много. Постройка такого дворца за такой срок это, действительно, чудо. 30 июля 1756 года началась его жизнь. В этот день была освещена домовая церковь Екатерининского дворца. В этот же день архитектор демонстрировал свое произведение венценосной заказчице и послам иностранных держав. Эпоха Елизавета - эпоха балов и маскарадов (что не мешало императрице быть дамой набожной, религиозной на московский лад) и на создание обрамления для своих увеселений она никогда не жалела средств. И Большой зал или Светлая галерея дворца лучшее тому подтверждение. Золото на белом или белое на золоте, трудно определить точно. Сияние свечей или солнечных лучей. Бесконечность их отражений в драгоценных зеркалах. Некогда сиянию их вторило сверкание драгоценностей, золото узоров бархата и шелка парадных одеяний.
Большой зал восхищает, удивляет, но честь быть самой знаменитой комнатой Екатерининского дворца принадлежит не ему. Петра I, большого любителя всего нового и диковинного, не мог не заинтересовать слух о необычном янтарном кабинете прусского монарха Фридриха Вильгельма. Некоторое время спустя царь получил его в качестве дипломатического подарка, но при жизни первого императора устроен (точнее смонтирован) он не был. Только Елизавета вспомнила и решила использовать полузабытую диковинку. Первый адрес Янтарной комнаты в правление Елизаветы - Третий Зимний дворец. Лишь в 1755 году, спустя 9 лет после устроения ее в петербургской резиденции, императрица решает перенести комнату в новый Екатерининский дворец. Янтарным чудом восторгались многие, но не красота чудной комнаты принесла ей славу, а ее исчезновение. В годы Великой Отечественной войны оккупационные войска вывезли ее из дворца. Реставраторам понадобились десятилетия на воссоздание янтарного шедевра.
Екатерининский дворец прекрасен и снаружи, и внутри. Его фасады, сияющие чистейшей лазурью, цветущие скульптурным убранством таят в себе множество драгоценностей - залов и комнат, которые иначе как произведениями искусства назвать нельзя.
Выставки Царского села в Историческом музее в Москве http://www.museum.ru/N27277
Порталу "Музеи России" 10 лет http://www.museum.ru/N25402
(с) Музеи России