…В улыбке секрет обаяния его героинь. Пока они улыбаются даже самые прекрасные женщины и богини Вселенной им не соперницы…
На сегодняшний день Леонардо да Винчи можно без преувеличения назвать самым известным художником европейской цивилизации. Наиболее загадочная и знаменитая его картина "Мона Лиза", известная также под именем "Джоконда", хранится в Лувре. Российским музеям повезло меньше. Но, и в нашей стране можно соприкоснуться с магическим искусством прославленного мастера Ренессанса. В Эрмитаже хранятся две работы живописца и скульптора флорентийского Леонардо. Две Мадонны. "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Лита".
Первой в Петербурге появилась "Мадонна с младенцем" из собрания миланского герцога Литта, имя которого она сохранила в своем названии. Произошло это в 1865 году. Итальянский герцог сам предложил фамильную коллекцию произведений искусства Эрмитажу. Была в ней и "Мадонна" Леонардо. Приобретение ее стало одной из самых успешных рекламных акций в истории музея. Рейтинг императорского собрания вырос сразу и для российских, и для иностранных ценителей и знатоков искусства.
В 1914 году семья Бенуа передала в Эрмитаж вторую картину гения Возрождения. Вместе эти произведения составили замечательную пару. Объединяет два этих образа лишь та улыбка, в которой все вопросы и ответы мирозданья… В остальном найдется крайне мало сходства. И контраст этот столь очевиден при сопоставлении в рамках одного музейного собрания, что периодически возникают сомнения в авторстве Леонардо то относительно одной, то относительно другой работы. Но сомнения эти сколько-нибудь достоверных подтверждений не нашли.
Есть любопытная теория относительно этой "противоположности" эрмитажных Мадонн. Автором ее является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин (именно он недавно обвинил автора бестселлера "Код да Винчи" Дэна Брауна в плагиате). Господин Аникин выдвинул следующую версию: "Мадонна Лита" и "Мадонна Бенуа" картины парные.
В бумагах Леонардо есть запись: "…бря 1478 года начал две Девы Марии". Большинство исследователей склоны лишь в "Мадонне Бенуа" видеть одну из упомянутых Дев. "Мадонна Лита" традиционно считается произведением более позднего периода. Согласно же версии Михаила Александровича запись на рисунке мастера из флорентийской галереи Уффици относится к обеим Мадоннам Эрмитажа.
И в "контрасте" их он видит не опровержение, а подтверждение авторства Леонардо. Усматривая в нем намеренное противопоставление благословенных образов. "Мадонна Бенуа", согласно его теории, символ, иллюстрация Божественной природы Иисуса Христа. "Мадонна Литта", как вы, наверное, уже догадались, в свою очередь, рассматривается как изображения человеческой сущности Христа. Сегодня далеко не все хорошо знакомы с догматами Христианской веры, поэтому, наверное, следует пояснить: Церковь утверждает двуединосущность Христа, в нем соединены Божественное и человеческое начало.
Надо сказать, для такой интерпретации знаменитых экспонатов петербургского музея есть определенные основания. Например, как подтверждение указанной теории можно рассматривать отсутствие нимбов, символов присутствия божественного начала, вокруг голов Марии и младенца в "Мадонне Литта" и их наличие в "Мадонне Бенуа".
Пейзаж. В произведениях Леонардо ему всегда отведена особая роль. И здесь он, как минимум, не противоречит рассматриваемой гипотезе. Ведь в "Мадонне Бенуа" мы наслаждаемся кристальной чистой и ясностью неба, сияющего в пространстве окна. В то время, как в "Мадонне Литта" зритель будет любоваться красотой земли, земного мира…
Можно соглашаться, можно опровергать эту теорию. Но в любом случае она интересна, а главное позволяет по-новому взглянуть на "затертые" бесконечным потоком репродукций картины. В подтверждение своей гипотезы автор, естественно, приводит множество деталей и фактов (не только выше перечисленные). Присмотритесь внимательно к русским "Мадоннам" Леонардо. И, возможно, вы сами обнаружите их…
(с) Музеи России
Выставка Эрмитажа в Москве http://www.museum.ru/N28846