С 22 марта по 25 апреля 2006 г. в Пермской государственной художественной галерее открыта выставка "Советский идеализм".
Выставка включает около 80 произведений из крупнейших музеев и выставочных центров России: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Пермской государственной художественной галереи, Волгоградского музея изобразительных искусств. Наибольшее число работ предоставлено Государственным музейно-выставочным центром "РОСИЗО". Выставка была показана в Бельгии в 2005 году на фестивале "Европалия", посвященном культуре России.
Пермская галерея - единственный музей России, где данная экспозиция будет показана. Выставка представляет не только новые для Перми произведения, но и новую концепцию восприятия советского искусства.
Советское искусство 1920-х - 1930-х годов обычно рассматривалось как традиционное, понятное и доступное - из-за его реалистических форм. На самом деле оно представляло собой совершенно оригинальный вариант самого влиятельного течения ХХ века - модернизма. Советский модернизм, начиная с 1917 года, выражался в критике капитализма, отторжении его институтов, его эстетики, буржуазной публики. Отныне искусство обращалось к массам. Оно предназначалось для многотысячной аудитории, которая должна была смотреть на картину, как на экран кинотеатра. Искусство "проецировалось" в массы. Однако идеалистический реализм не сводился к отображению повседневности. Он создавал образ воображаемой героической, идеализированной реальности. Сам режим стремился к тиражированию своих "репродукций", своего повторения, но искусство должно было изменить реальность, улучшив ее.
Произведения советского искусства существовали вне художественного рынка, и потому были неизвестны и не признаны Западом. Они не продавались, но "продавали": они были рекламой идей, на которых должно было быть построено новое общество. Искусство служило политической рекламе, пропагандируя абстрактные идеи. В композициях того времени часто в самом центре изображаются книги, карты, газеты. Герои читают, пишут, обсуждают их, как будто мир идей - "концептуальный" мир - кажется им более важным, нежели материальная реальность. Акцент на этом позволяет рассматривать советское искусство как актуальное: не как экзотический остаток тоталитарной эпохи, но как полноценное по своей силе и фантазии искусство: искусство коллективной мечты.
Новый взгляд на советское искусство представлен выставкой "Идеалистический реализм: еще один русский авангард". Экспозиция включает преимущественно произведения живописи лучшего периода советского искусства - с конца 1920-х до конца 1930-х годов. Ключевые темы - Порыв, Дебаты, Трибун, Труд, Женщина - составляют главы выставки. Среди художников, представленных на выставке, - такие известные имена, как Александр Дейнека, Давид Штеренберг, Кузьма Петров-Водкин, Илья Машков… Однако наряду с ними представлены работы блестящих мастеров, чье творчество еще предстоит открыть и российскому и зарубежному зрителю: Борис Цветков, Павел Люшин, Екатерина Зернова и множество других.
Произведения искусства будут прямо сопоставлены в экспозиции с фрагментами советских кинофильмов 1920-х - 30-х годов, которые станут своеобразным "пунктиром" выставки. Это еще больше подчеркнет интерес художников к картинам-"проекциям" - монументальным образам для огромных масс людей.