С 29 марта по 1 мая Московский музей современного искусства в рамках "Фотобиеннале-2006" проводит выставку Ханса Хаммарскьолда (Hans Hammarskiold) "Персональная выставка".
Я недавно вернулся из Стокгольма, где встречался с Хансом Хаммарскольдом в его доме. Этот человек - один из всемирно известных шведских фотографов. За семь лет до этой поездки я услышал, как один преподаватель упоминал о группе фотографов, которая была известна под именем "TIO Fotografer". Он отмечал их значительное влияние на американскую фотографию и выражал сожаление, что в Соединенных Штатах о них сейчас ничего не известно. Итак, я решил выяснить, что произошло с этой группой из десяти человек, и в результате узнал, что многие ее члены находятся в добром здравии и до сих пор работают в Швеции.
Одним из них был Ханс Хаммарскольд, творчество которого я изучал, защищая диплом в Университете штата Аризона, США. Хаммарскольд - мастер невероятно одаренный, работавший, среди прочего, в области моды, обычного и индустриального пейзажа, портрета, репортажа и архитектурной съемки. В 1955 и 1956 гг. он сотрудничал с журналом Vogue. Его снимки были включены в чрезвычайно популярную выставку Эдварда Штайхена "Семья человеческая", которая восемь лет путешествовала по всему миру и стала наиболее посещаемой и успешной выставкой в истории. В 1950-х новый, необычный подход к фотографии группы TIO оказал огромное влияние на американскую культуру, а Хаммарскольд стал одним из самых заметных членов этого объединения. Его работы впервые появились в США в составе экспозиции "Unga Fotografer", которая была привезена в Нью-Йорк в 1950 г. Впоследствии его снимки несколько раз появлялись на выставках в Нью-йоркском Музее современного искусства, включая и "Семью человеческую". Фотографы и специалисты по истории фотографии пятидесятых и шестидесятых годов единодушно отмечают вызванный ими резонанс.
Америка, не без ущерба для себя, потеряла связь с этим влиятельным фотографом и его товарищами. И вот я отправился в Швецию, чтобы взять у него интервью и вновь обратить внимание американской общественности на его творчество.
Во время беседы с Хансом Хаммарскольдом я много расспрашивал о его личных воспоминаниях и впечатлениях. Он рассказал о том времени, когда он только начинал фотографировать, о своих первых работах и об успехах в этой области. "Мы обнаружили, что используя камеру, мы могли установить контакт с любой понравившейся нам девушкой, а также и подзаработать". Мастер с теплотой вспоминал свою молодость в одной из стокгольмских школ для мальчиков и свои первые шаги в фотоискусстве. Поработав по договору на съемках моды, он, естественно, задумался над возможностью поступить в Vogue и послал туда документы, хотя и признавался, что совершенно не ожидал получить ответ.
К счастью, ответ он получил и провел следующие два года в Англии. "В Vogue фотограф был богом. Чем больше денег вы тратили на проект, тем более хорошим фотографом вы считались". Появляться на работе надо было только тогда, когда по расписанию была назначена съемка, поэтому Хаммарскольд тратил свободное время на фотографирование всего вокруг - от затуманенных улиц Лондона до заросших, неухоженных городских кладбищ. Многие из снимков, созданных в те дни, стали неотъемлемой частью истории фотографии, включая и "Набережную Челси", Лондон, 1955 г. Несмотря на успешную работу за границей, Швеция оставалась для Хаммарскольда любимой родиной, и он все-таки вернулся в Стокгольм, где его карьера продолжала успешно развиваться и где он принимал участие в целом ряде изданий. Такой фотограф, как Ханс Хаммарскольд, не заботится о славе. Он просто не способен перестать фотографировать. Имея за плечами большое количество разнообразных работ столь высокого качества, он не может остаться незамеченным. В свои восемьдесят лет Хаммарскольд продолжает ежедневно трудиться, делая новые снимки и печатая книги, последняя из которых, "Славный Ваза", недавно поступила в продажу.
Джерид Плат