С 18 марта по 15 мая в галерее художеств "Ясная Поляна" работает выставка музея керамики "Кусково" "Русское чаепитие".
Выставка из фондов Государственного музея керамики "Усадьба Кусково XVIII в." знакомит с двухвековой историей русского фарфора, искусство которого тесно связано с традициями чаепития в России.
Драгоценные изделия из фарфора и мода на редкий экзотический напиток - чай - появились в Европе почти одновременно в XVIII в. Изящная фарфоровая посуда придавала процессу чаепития особую изысканность и поначалу получила распространение только в высших слоях общества. В XVIII столетии были созданы основные формы чайной посуды, многие из которых сохранились до наших дней. Чайная посуда всегда была в центре внимания фарфорового производства и стала настоящим украшением быта. В ней, как в своеобразном "зеркале культуры", отразились различные исторические и художественные явления своего времени.
Изделия первого фарфорового предприятия России - Императорского фарфорового завода в Петербурге (ИФЗ), основанного в 1744 г., предназначались только для царского двора и были очень дороги и редки. Первый частный русский завод Гарднера, основанный в 1766 г. в с. Вербилки под Москвой, выпускал более доступную продукцию для обширного российского рынка. Небольшие, приятные для рук и отрадные для глаз предметы русской чайной посуды конца XVIII в., зачастую повторяющие европейские образцы, украшены в основном яркой и лаконичной цветочной росписью и чуть тронуты позолотой.
В 1-й половине XIX в. в России значительно возрастает фарфоровое производство, появляется множество новых предприятий. Изделия из фарфора, по-прежнему оставаясь атрибутом изысканного вкуса и моды, получают широкое распространение в быту. Чайная посуда 1-й трети столетия приобретает большую репрезентативность. На выставке представлены сервизы и отдельные чашки и чайники ведущих русских заводов этого времени - ИФЗ, Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова. Стройные формы посуды, выполненные в традициях классицизма, украшены фигурными ручками, изящными рельефными деталями, цветными фонами и сплошной позолотой, различными орнаментами, романтическими пейзажами, необычайно разнообразной цветочной росписью. Наиболее ценные подарочные чашки декорированы памятными надписями, вензелями владельцев, портретами царствующих особ и любимых героев своего времени, видами столиц, сценами из популярных литературных произведений.
Чайная посуда 2-й трети XIX в. становится более разнообразной и сложной по формам и ассортименту изделий. Наряду с обычными сервизными предметами получают распространение специальные чайные приборы - "грелки", подарочные бокалы и кружки, нарядные чайницы, различные предметы чайного стола: сухарницы, фигурные сахарницы, масленки; выпускается много трактирной посуды. В декоре преобладают глубокие насыщенные тона цветных фонов с позолотой и цветочной росписью. Ярким примером этих изделий служат сервизы и предметы на чайном столе завода Попова, сервиз с "коралловыми" ручками завода Корниловых, различные изделия крестьянских заводов Гжели, где наряду с надглазурной полихромной росписью широко применялся подглазурный кобальт. Уникальным экспонатом выставки является фарфоровый самовар, созданный на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX в.
В последней четверти XIX в. процесс изготовления массового фарфора все более механизируется, что приводит к удешевлению продукции. На смену чайной посуде сложных форм с рельефным декором приходят сравнительно простые тонкостенные изделия, значительно упрощается их декор. К концу столетия монополистом в фарфоровой промышленности становится М. С. Кузнецов. На его заводах в Дулеве, Вербилках и др. выпускали огромное количество фасонов чайных чашек и сервизов на любой вкус. На предприятиях Кузнецова были созданы такие своеобразные изделия, отражающие традиции русского чаепития, как "пара чая" - большой шаровидный трактирный чайник для кипятка (доливной) в комплекте с маленьким заварным, в большом количестве выпускались небольшие полусферические трактирные чашки с пестрой ручной росписью. Наряду с кузнецовской трактирной посудой на выставке представлен сервиз, созданный в европейских традициях с типичным "саксонским" декором из букетов цветов, выполненных в технике деколи (переводной картинки), и полным комплектом предметов для чайно-кофейного набора, включая вазочку для десерта, сухарницу, розетки для варенья.
В XX в. художники послереволюционной России продолжили и развили лучшие традиции русского фарфора, выпуская издавна полюбившиеся формы чайной посуды с современным декором.