В СССР уже с тридцатых годов в искусстве доминируют политические установки. Фотография, как самый понятный для всех вид изображения, широко используется властью для доведения новой идеологии. Наряду с журналистской фотографией, самой востребованной в стране Советов, фотоагенство "Союзфото" и государственные издательства выпускают большое количество фотогазет, плакатов и открыток. Но из-за недостаточно развитой полиграфической базы в это время используется фотографический способ издания подобной продукции, иногда достаточно большими тиражами (до 2-10 тысяч экз.).
Советские фотографические открытки традиционно поздравляли с революционными праздниками и Новым годом, показывали виды городов-героев и просторов Родины. Это были образцы социалистического реализма в новой российской открытке, прославлявшие наш, советский образ жизни.
В 1945 году солдаты-победители, прошедшие от Москвы до Берлина, и увидевшие своими глазами другую жизнь, привезли домой много образцов этой иной жизни в виде западных открыток и картинок.
В это время в стране оказалось много людей с ограниченной трудоспособностью (инвалидов войны и труда) и власть разрешила создание трудовых артелей инвалидов, занимающихся ремесленной деятельностью. Новые производители были одного социального слоя с большинством жителей страны, и прекрасно понимали требования массового вкуса.
Кустарная фотография была некой альтернативой официально-одобренной фотографии, так как различные куртуазные сценки, цветочки, целующиеся дети и голубки, считались "буржуазной отрыжкой". Но всеобщая тяга к красивой, сытой, благоустроенной жизни людей проживших тяжелейшее военное время - это стремление дало о себе знать.
Так, на советском пространстве появляется большое количество разнообразной фотографической продукции, которая была рассчитана на коммерческий успех. Эти фотокарточки предназначались не для оформления красных уголков или стенгазет, а для декорирования частного пространства советского человека. Кустарные открытки очень быстро заполонили семейные альбомы, стены в общежитиях, шкафчики в рабочих раздевалках.
Торговали такими произведениями на рынках, в электричках или поездах дальнего следования. Особенный успех в реализации фотооткрыток кустари-профессионалы имели в курортных городах. Огромное количество отдыхающих советских граждан хотели представить родным и друзьям свидетельство роскошной жизни и высылали изделия курортных фотографов с приветами из Крыма или Ессентуков.
Особенность нашей, советской кустарной открытки заключалась в том, что фотокарточки ремесленники делали в жанре фотолубка, зачастую используя стилистику дореволюционной или западной открытки. Но, если в "старой" или западной открытке для оживления черно-белого изображения использовались ручная раскраска, тиснение, позолота, аппликация различными материалами и такая открытка была, если не искусство, то что-то большее, чем просто фотография, то в нашем фотолубке черно-белое изображение лишь раскрашивалось тремя-четырьмя анилиновыми красителями. Скудность полиграфических средств заставляла умельцев искать свои методы художественной выразительности, и ими стали фотомонтаж и текст - именно они определяли смысл открытки, делали её не просто убогой калькой с западного образца, а отдельным произведением народных промыслов.
Для текста выбирались либо строки из популярных песен, либо наивные стихи о любви или дружбе. Даже, если они были написаны неграмотно, без соблюдения стилистических норм (В тяжелую минуту, вспомни обо мне, я везде и всюду, верный друг тебе!), они все равно выражали огромные чувства того человека, который посылал эту скромную открытку.
Популярность этих бесхитростных по форме, но многообразных по содержанию, открыток, была в свое время бешеной. Сегодня же, по этим небольшим кусочкам фотобумаги, видно как велико было стремление граждан СССР красиво жить.