Исаакиевский собор - переливы мраморных стен, стройные, подавляющие своей мощью гранитные колонны, тонкая пластика статуй и барельефов, торжественность позолоты. Таково первое впечатление от этого храма. Если внешний облик главного кафедрального собора имперского Петербурга поражает мощью и величием, то, войдя через скульптурные двери внутрь, вы попадаете в мир изысканной роскоши. Вместо строгого серо-коричневого мрамора наружных стен, сказочное богатство его цветов и оттенков. Великолепие золота и яркие, сочные краски мозаик и росписей храма.
Проект внутреннего убранства Исаакиевского собора был готов к 1841 году, но прежде, чем приступить к его исполнению главный архитектор собора Огюст Монферан отправляется за границу. Он изучает лучшие храмы Европы, дабы собор этот не уступал, а по возможности и превосходил их. Вернувшись, к следующему году он составляет окончательный план внутреннего декора здания. Здесь царит мрамор. Для отделки стен использовали едва ли не все известные сорта этого минерала, превратив их в гигантскую мозаику. Зеленое великолепие уральского малахита и чистая синева афганского лазурита подчеркивают чистоту цвета белого итальянского мрамора, использованного для алтарей. Золоченая бронза тонкой резьбой обрамляет природное богатство камня, раскрытое мастерами гранильных фабрик. Именно золото, обожествляющее свет, организует то необыкновенно сильное впечатление, которое производит Исаакиевский собор. Сияние драгоценного металла нисходит с лепных и резных украшений стен. С золота мозаик взирают на нас чистые лики святых. В окне главного алтаря таинственно мерцает фигура возносящегося Христа. Витраж - вещь для православной церкви редкая. Появление его здесь связано с увлечением Николая I, а затем и придворных, готикой.
Росписи возносятся по стенам ввысь, в пространство главного купола, мимо четырех евангелистов изображенных в его парусах, фигур апостолов и ангелов, к Богоматери, окруженной святыми. И оттуда к небесам. С самого верха купола слетает серебряная фигура голубя - символ Святого Духа, окруженного золотым сиянием. Замысел росписи плафона центрального купола принадлежит Карлу Брюллову, автору знаменитой картины "Последний день Помпеи".
Прославленный художник четыре года работал над росписями собора, но затем под влиянием обострения болезни легких и, вероятно, постоянных конфликтов с Монфераном, прервал работу и вернулся в Италию, где скончался три года спустя. Закончил эти росписи, по эскизам Карла Брюллова живописец Петр Басин, много работавший над убранством храма.
Для создания царственного великолепия, открывающегося взгляду, переступившего порог Исаакиевского собора понадобилось почти двадцать лет. Плеяда лучших мастеров того времени объединила свои усилия для воплощения грандиозного проекта. Усилия их не прошли даром. Несмотря на все сложности, храм был построен и стал одной из вершин достижений русского искусства XIX века. За мрачным, но величественным, выполненным в ренессансном духе, фасадом Исаакиевского собора скрывается переливающиеся всеми цветами радуги, сверкающая позолотой жемчужина его внутреннего убранства. Попадая туда, вы попадаете в одну из сокровищниц отечественного искусства.
Еще немного истории Исаакиевского собора: http://www.museum.ru/N25225
(с) Музеи России