С 27 января по 19 февраля 2006 года Государственный центр фотографии представляет ретроспективную выставку к 50-летнему юбилею автора "Сергей Фалин. Фотографии 1970 - 90-х годов".
Творчество Сергея Фалина удивительно многообразно. Собрав вместе его работы разного времени трудно представить, что их автор - один и тот же человек. Главное, что объединяет их все - эксперимент, поиск новых форм художественной выразительности. Фотограф много и довольно активно пробует разные приемы, жанры, использует дополнительные визуальные эффекты, активными элементами в его работах являются новые смысловые связи привычных объектов и сложно отрефлексированные актуальные сюжеты, уже знакомые нам по современным ему же произведениям зарубежных авторов.
Работы Фалина трудно отнести к традиционной и довольно консервативной "Петербургской школе фотографии", представителем которой он бесспорно является. Совсем молодым Сергей попал в круг петербургских авторов (в числе которых - Леонид Богданов, Олег Бахарев, Олег Полищук), участвовал в первых групповых выставках. Но уже первая персональная выставка в Театральном институте, сделанная в соавторстве с Энвером Бакеевым, выходит за пределы традиционного представления о формате выставок фотографии - это, скорее, продолжение экспериментов Лисицкого с его проунами, новая попытка вырваться за пределы плоскости и заставить работать весь объем выставочного пространства.
Творчество Сергея Фалина - характерный пример трудного пути в искусстве. Уже несколько десятков лет художник идет своей дорогой, все более углубляясь в сложные и неразрешимые изобразительные проблемы, которые увлекли его еще юношей. Как у всех талантливых художников поиски Фалина не умещаются в рамки традиционных форм: интуитивно опережая время, он пытается выйти за эти рамки и сформулировать что-то иное. Многое из найденного им еще в 1970-е годы сейчас, спустя десятилетия, активно эксплуатируется как новое и актуальное.
Фалин не является фотографом в обычном понимании, он, в первую очередь, художник. В его работах фотография по сути таковой не является, а используется скорее как фоновое, базовое произведение.
Сергей Фалин обладает собственным современным художественным мировоззрением, создаваемые им произведения в первую очередь осмысляются им через собственную, интуитивно найденную систему координат, ключом к которой может считаться необходимая мера условности изображения. Так, обладая всеми необходимыми средствами (в некоторых случаях он печатает контактом) и необходимыми навыками, он сознательно выходит из поля классической техничной фотографии, постоянно усиливая результат различными дополнительными художественными эффектами.
Новые романтические течения в искусстве конца 1970-х - начала 1980-х годов опираются на эпический размах перемен. Сознание в эти годы во многом опережает жизнь, в чем-то повторяя ситуацию 1920-х годов. Снова большое значение приобретают новые смысловые конструкции искусства как визуального языка свободы, а его знаковыми элементами становятся лозунги соцреализма.
В это время Фалиным создается серия "Игра в куклы. Демонстрация", где обычные для этого времени сюжеты социального репортажа получают другое звучание и новую, более агрессивную окраску.
В 1980-90-е годы фотограф активно и плодотворно работает с разными издательствами, много снимает, готовит макеты книг. В это время он создает произведения, использующие как форму книжный разворот, т.е. сопоставленные и взаимодействующие между собой работы, а также активно экспериментирует с техникой коллажа.
Следует отметить, что на протяжении всего рассматриваемого периода с большим увлечением и явным удовольствием фотограф работает с обнаженной натурой, использует техники двойной экспозиции, наложения, монтажа, соляризации - весь арсенал имеющихся средств.
Развитию Фалина как художника в немалой степени способствует его социальная индеферентность. Он счастливо избегает многих болезней нашего времени, таких, например, как тщеславие. Быть может поэтому творчество Фалина почти неизвестно.
Выставка Государственного центра фотографии демонстрирует отпечатки, созданные фотографом в период с 1970 по 1990-е годы.